Самым любимым предметом в школе и в университете у меня была история. Я назубок знала все исторические даты. Могла часами рассказывать о том либо ином событии. Как итог – и в аттестате, и в дипломе у меня напротив строчек история, обществоведение, философия, политэкономия стоят пятерки (высший балл оценки знаний в недалеком прошлом). 
 
И тут столкнулась с нежеланием моей внучки учить историю древнего мира: 
 
– Я ничего в этом не понимаю
 
– Это что – математика, которая по зубам не каждому? – возмутилась я. – Тут просто твое нежелание. 
 
Не скрою, попыталась влюбить девочку в историю. Однако мои усилия оказались тщетными, как не больно это осознавать. 
 
Хотя, признаться, и со мной в ее возрасте случилось нечто подобное. Если не изменяет память, историю мы начали изучать в четвертом классе. Предмет преподавала учительница начальных классов Мария Васильевна. Не знаю почему, но в моей душе с первых уроков поселилось к нему отторжение, хотя с жадностью поглощала любое чтиво. И получила… работу на лето. Об этом меня известил мамин брат, дядя Миша, бывший офицер Советской Армии, который приехал в отпуск навестить сестру. Мама уговорила его сходить на родительское собрание в мой класс. Тот позор, который я испытала по возвращении его со школы, помнить буду всю жизнь. Дядя, усадив меня напротив, сказал: 
 
– Мне стыдно, что моя племянница, дед которой погиб, защищая Родину от врага, наплевательски относится к главному предмету. 
 
Для пущей убедительности привел в пример своего сына, который с золотой медалью окончил школу и водил воздушные судна.
 
…Вместо отдыха я ходила на дополнительные занятия к Марии Васильевне. Мне поставили в журнал и дневник годовую жирную тройку. А когда в пятом классе историю стал преподавать бывший фронтовик Николай Карпович Дядюля, пришла к выводу: всё зависит от учителя, от того, насколько он влюблен в предмет, который преподает. У меня никогда не было даже текущей четверки, только пятерки, а мой портрет красовался на школьной Доске почета.
 
Прошли годы. Многое стерлось из памяти, но навсегда усвоила урок дяди и с теплотой вспоминаю Николая Карповича. Кстати, благодаря ему я посвятила свою жизнь журналистике, самой прекрасной профессии на земле. Именно она мне подарила замечательные встречи с Героем Советского Союза подпольщицей Марией Борисовной Осиповой, которая пронесла из партизанского отряда мину для уничтожения палача белорусского народа гауляйтера Вильгельма Кубе. Помню, как Мария Борисовна возмущалась сценаристами фильма «Часы остановились в полночь», которые показали, как советская разведчица Герой Советского Союза Елена Григорьевна Мазаник подкладывает под подушку огромных размеров часы-мину. А ведь та была величиной с мизинец и толщиной с карандаш. Ее из партизанского отряда Мария Борисовна несла под ягодами в корзинке. И только чудо спасло Марию Борисовну от верной смерти во время полицейского осмотра, когда часть ягод полицай высыпал на землю для пущей убедительности, что в корзинке находятся только они.
 
Вспоминается встреча с узницей концлагеря Освенцим Жачкиной, жительницей деревни Гайна Логойского района. Она прошла все ужасы концлагеря вместе со своей малолетней дочкой. Чудом уцелела перед жерлом печи-крематория, куда ее нагую погнали на смерть: в печи заела автоматика, и ее вернули в барак. А назавтра немцы уже драпали. Женщина до конца дней носила на запястье левой руки выколотый лагерный номер, хотя дочь свой выжгла кислотой, чтобы никогда не помнить о пережитом. К слову, в день освобождения она не погибла только благодаря своей маме, которая не дала ей вволю наесться хлеба и тушенки, которую им выдали американцы. Многие изголодавшиеся узники падали замертво от заворота кишок… Маленькая дочка Жачкиной колотила маму кулачками по лицу и рыдала: 
 
– Ты не мама, ты мачеха. Дай мне накушаться.
 
Разве всё это можно забыть? Разве об этом не должны помнить наследники, живущие под мирным небом? На одном из сайтов прочла: «Если нынешние 40-летние слышали об ужасах той войны из первых уст, если нынешние 30-летние тоже застали еще живых ветеранов, то у современных 10- и 15-летних подростков объективно – к сожалению, объективно – нет рядом свидетелей тех событий. И уже не будет никогда. А значит, есть реальная опасность отдалить ту историю на расстояние, скажем, Первой мировой или Отечественной войны 1812 года, что было бы совершенно преступным». Но как не упустить этот тонкий момент? Как не разорвать эту невидимую нить поколений длиной уже в восемь десятилетий? Как достучаться до тех, кто не держал в руках дедовскую медаль «За отвагу»? Пришла к выводу: надо с младых ногтей учить детей любить Родину, дорожить ею и ценить свою родословную. Вот тогда у наших наследников будет будущее.