Посмотрите вокруг и мысленно перечислите предметы, которые вас окружают. А теперь задумайтесь, сколько среди них электронных приборов. Мы живем в эпоху электроники. В эпоху машин. Но с чего она началась? А может, с кого?
 
На самом деле переворот в жизни людей никогда не начинается с самого изобретения. Он начинается с его внедрения. При желании вы найдете десятки историй о том, как что-то было вначале изобретено, а спустя 20-30 лет повторено другим, но, наконец, введено в массовое употребление. И поверьте, запоминают всегда второго человека. Именно поэтому важна личность, создавшая особые условия в обществе для принятия изобретения или нового образа жизни, вызванного изобретением.
 
А теперь вернемся к эпохе машин. Ее начало можно связать со многими научными открытиями, но куда правильнее вспомнить одно имя – Генри Форд. Он не изобрел электронные приборы, которыми мы пользуемся сегодня, но, по мнению многих, «посадил Америку на колеса». Его книга «Моя жизнь – мои достижения» должна быть настольной для руководителя предприятия, на мой взгляд.
 
Главным достижением Форда сегодня считается созданная им теория научной организации труда. Однако лучшим ее изложением, пожалуй, является сама жизнь этого автомобильного гения. Жизнь, которая строилась на неиссякаемом энтузиазме, на постоянном желании совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя. «Если ты будешь колоть дрова сам, то согреешься ими дважды», – в этих словах весь Форд. Он чувствовал ответственность за каждый из миллионов автомобилей, вышедших на его заводе. Так же, как чувствовал ответственность за каждого из рабочих, их создающих.
 
Форда часто обвиняют в обезличивании работника, в стандартизации не только производственных процессов, но и характеров. Тем не менее нужно отдать должное его тонкому пониманию человеческой психологии. Например, на фабриках Форда всегда была группа людей, которая большую часть времени ничего не делала и получала за каждый час простоя деньги. Это были ремонтники. Ведь когда человек получает зарплату за время, в которое он отдыхает, в его же интересах сделать работу быстро и качественно.
У Форда работали все. Не было людей, которым бы отказывали в труде из-за физических недугов. За станками нередко стояли слепые или глухие – у них особенно хорошая моторика пальцев. Некоторые работы могли выполнять лежачие больные. Ведь когда человек занят хотя бы простой ручной работой, у него активизируются мышцы, улучшаются кровообращение, сон, повышается аппетит.  
 
Форд знал, как упростить жизнь человека. Причем жизнь как на работе, так и после нее, когда каждый может сесть в свой автомобиль и поехать домой. Каждые пять лет его машины дешевели в среднем на 30%, а качество их только улучшалось. Через 20 лет автомобиль мог себе позволить даже человек со средним заработком.
 
А теперь вернемся в настоящее. В квартиру с десятком электронных приборов, которые может позволить себе каждый человек со средним заработком. И вновь подумайте: с чего началась эпоха машин. А может, с кого?