Что сейчас активно обсуждают в мировых СМИ, так это открытие Олимпиады в Париже. Вот уж отчебучили, так отчебучили. Особенно возмутила пародия (или лучше сказать карикатура) на «Тайную вечерю» работы Леонардо да Винчи. Организаторы оправдываются: дескать, никоим образом не хотели оскорбить чувства верующих и им очень жаль, что подобное произошло.
Что тут сказать? Собрали трансгендеров, гомосексуалистов и показали тем самым, какими должны быть ученики Христа. Я уж не говорю о самом Сыне Божием, в каком виде он предстал. Через неделю после открытия Олимпиады свое недовольство выразил и глава католической церкви Франциск. Вот его слова: «На Олимпиаде не должно быть намеков, высмеивающих религиозные убеждения людей». Тут у меня вопрос к понтифику: «Почему так долго молчал? Почему такая запоздалая и сравнительно мягкая реакция?». Да всё просто: увидел, что паства возмущена, вот и не преминул откликнуться. Что он без паствы? Тем более, что и за океаном Трамп также выразил возмущение по этому поводу.
Но дело не в этом. Я потратил четыре часа и посмотрел всю церемонию от начала до конца. Какой же вывод сделал? Либо во Франции не стало хороших режиссеров и сценаристов, либо они утратили чувство прекрасного. Нельзя же так: некое существо с факелом олимпийского огня на протяжении всей церемонии скачет как черт по крышам, лишь хвоста не хватает: вместо лица – черная маска фехтовальщика, плащ, на голове – капюшон. Ну, черт из табакерки, не иначе. Мария-Антуанетта держит свою отрубленную голову, а голова поет. Мелькают флаги ЛГБТ, голые зады и т.д. Ощущение такое, что всё это напоминает шабаш ведьм, вакханалию какую-то...
Нет, были конечно и замечательные моменты. Когда пела на Эйфелевой башне Селин Дион песню Эдит Пиаф. Да и сама иллюминация символа Парижа впечатлила. Но когда на воздушном шаре подняли олимпийский огонь, это разочаровало. Во-первых, самое главное: огонь должен гореть над шаром, а не под ним, иначе это нивелирует прекрасную традицию, пришедшую из Греции. Можно было сделать проще: зажечь его на верхушке самой башни – дешево и сердито. И не надо на ночь опускать шар, гасить огонь, а утром опять зажигать и поднимать, как это будут делать на протяжении всей Олимпиады.
Мне не хочется говорить о дурацкой выдумке шествия кораблей и корабликов по Сене со спортсменами на борту, о торчащих зачем-то из воды репродукциях женских голов, у которых губы были практически полностью в воде. Казалось, портреты тонут и вот-вот закричат: «Спасите!».
Подобное уже было в истории. Вспомните Рим в период упадка, когда в нем начисто исчезло искусство как таковое – кровавые зрелища, разврат, узаконенный гомосексуализм, пренебрежение к любым верованиям и многое другое стало его уделом. Лишь много лет спустя, после костров, погромов, войн, эпидемий, мистической литературы о колдунах, великанах возник Ренессанс – эпоха Возрождения.
Боюсь предрекать, но, видимо, в ближайшее десятилетие западный мир ждет совсем другая эпоха.