Сравниваю два недавних ярких выступления лидеров России и Беларуси на весьма актуальные животрепещущие темы и нахожу в них много параллелей.
Если Владимир Путин в речи на XXI ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» прямо, четко и убедительно представил шесть принципов мироустройства, то Александр Лукашенко на Всемирном саммите по борьбе с изменением климата в Баку дал ясно понять, что давно пора «перейти от слов к делу». Причем по глубине мысли, открытости и остроте посыл Президента Республики Беларусь нисколько не уступал докладу его российского коллеги, а по эмоциональной экспрессии в чем-то даже превосходил тот. Те же конкретика и объективный анализ происходящего на планете, те же озабоченность сползанием мира в пучину кровопролитных конфликтов наряду с угнетающими природными катаклизмами.
Внимательно выслушав других докладчиков, которые хвастались о вкладах их стран в благое дело оздоровления климата на Земле, Александр Григорьевич взял да и сравнил последний период после предыдущего саммита в париже. Пришел к безутешному выводу: стало только хуже. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы 11 землетрясений с амплитудой выше семи баллов только за 2022 год и ужасающие недавние последствия наводнения в испанской Валенсии, унесшего жизни более 90 человек.
В своей короткой, но емкой, всего трехминутной, речи на саммите Глава государства упомянул о войнах на Ближнем Востоке, в Украине, южном Йемене, более 50 вооруженных конфликтах, которые в той или иной степени жестоко влияют на климат на нашей планете. Он резонно поставил вопрос: кто заплатит за нанесенный ущерб окружающей среде за вредные выбросы в атмосферу? О каком соблюдении обязательств Парижского соглашения по климату, вступившего в силу 8 лет назад, можно вести речь, когда представители так называемой могущественной G7, как они себя позиционируют, по существу вообще саботировали климатический форум?
В принципе, этого следовало ожидать. Взять того же президента Франции Эммануэля Макрона, некогда возгордившегося подписанием, как показало время и практика, фактически документальной климатической пустышки. Бакинский саммит он проигнорировал, как и свел на нет «сотоварищи» Минское соглашение по Украине. По делу уколол его белорусский лидер, а заодно упрекнул Секретариат ООН в махровом бюрократизме за чрезмерно короткий регламент выступления. В самом деле, как за 180 секунд представить мировому сообществу всю полноту угроз, которую наносят экологии, скажем так, тяжеловесы мировой экономики? Вот и пришлось лаконично, тезисно, вразумительно доносить до них предложения для глобальных действий по повестке дня. Прежде чем изложить их, Александр Лукашенко подчеркнул, что все эти направления требуют консолидации международных усилий, что пора, дескать, от словесной пурги к делу-то переходить. Смысл фразы «и тот, кто должен платить, должен платить, а не отсиживаться у себя в кабинетах» напомнил мне бескомпромиссный жегловский афоризм: «Вор должен сидеть в тюрьме». Собственно, такой линии в политике государства и придерживается его Глава. Президент напомнил, что Беларусь активно занимается темой улучшения климата и всегда готова поделиться накопленным опытом.
Нет ничего удивительного в том, что первостепенной задачей в оздоровлении окружающей среды Александр Лукашенко считает перенастройку национальных экономик. И, безусловно, прежде всего, сельскохозяйственных отраслей. Необходимо, с его точки зрения, адаптировать их к новым условиям с учетом изменившихся.
Кроме того, по мнению Президента Беларуси, следует обеспечить равный доступ развивающимся странам к зеленым технологиям. Как я понимаю, по принципу справедливости. Посыл адресован был тем, кто некогда «высасывал» из этих колоний сливки полезных ископаемых. Пора рассчитываться. Но сделать это надо таким образом, считает Лукашенко, чтобы эти государства снова не попали в кабалу. И то верно. Призыв же к полной отмене всего, что мешает международной торговле технологиями и обмену инновациями, – более чем благородный. Вот только глубоко сомневаюсь, что развитые страны ему последуют.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ Сергей Масляк, например, огласил журналистам такой факт, что страны-доноры в соответствии с Парижским соглашением обязаны ежегодно выделять не менее 100 миллиардов долларов для поддержки развивающихся стран. Ни в один год такая сумма не выделялась. Лишь в 2022-м максимально приблизилась к искомой. Куда более баснословные капиталы тратят эти «доноры» на вооружение и войны. Одна стоимость американской ракетной установки, по словам Масляка, обходится свыше миллиарда долларов.
А еще в Баку Президент страны обратил внимание на такой существенный негатив: инновационная продукция, позиционируемая как более экологически безопасная альтернатива, наносит не меньший вред природе. Прям как в той нелицеприятной оценке врачей, которые одно лечат, а другое калечат. Он предложил выработать новые подходы к комплексной оценке потенциального воздействия инноваций на окружающую среду.
На фоне явного игнорирования заправилами мировой политики парижской зеленой повестки Беларусь строго соблюдает подписанные ею обязательства, уделяя пристальное внимание мероприятиям в борьбе с тем же глобальным потеплением: воссоздает водный режим и заболачивает территории, внедряет современные экологические технологии. Более того, до 2030 года наша страна намерена оборудовать почти 300 источников автоматической системы контроля за выбросами углекислого газа. Достаточно амбициозной представляется и задача снизить выбросы парниковых газов на 35%.
Уже в кулуарах саммита СОР 29 Александр Лукашенко заявил журналистам, что мало верит в то, что якобы цель нынешнего – остановить войны, ведь на поверку выходит всё наоборот.