Президент Беларуси Александр Лукашенко на днях провел совещание по вопросам правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня. Речь шла о повышении роли председателей районных и городских исполнительных комитетов. Казалось бы, зачем, ведь у первых лиц местных органов власти, на первый взгляд, и так предостаточно полномочий для разворота эффективной хозяйственной деятельности. Впрочем, как оказалось, есть тонкости. Во-первых, уже не издание указа Президента, а принятие закона потребовалось. А во-вторых, как пояснил глава Администрации Президента РБ Дмитрий Крутой, большинство новых полномочий будет касаться исполкомов в целом, а не председателей лично. К примеру, обращает на себя внимание часть законопроекта, касающаяся финансов и экономики. Так вот теперь после установления годового размера (лимита) районной казны в течение года в зависимости от ситуации по доходной и расходной частям ее исполкомы получат право вносить определенные изменения и перебрасывать со статьи на статью соответствующие ресурсы. Что ж, вполне здраво и благоразумно. А вот право распоряжаться остатками средств, если, скажем, субъекты хозяйствования славно сработали и сэкономили финансы, будет закреплено непременно за главой района. Понятно, что таким правом смогут воспользоваться лишь состоятельные регионы. Следует читать, Гродненский.
Помимо того, новый законопроект позволяет исполкомам привлекать субъекты хозяйствования к благоустройству и содержанию территорий. Пока эта мера действует лишь в отношении их санитарного состояния. Более широкий диапазон действий позволит с одной стороны, конечно же, дополнительно нагрузить субъекты хозяйствования, а с другой, получить определенные налоговые послабления в части включения этих затрат во внереализационные расходы. И в этой балансировке, мне кажется, тоже есть здравый смысл. А еще за исполкомами, а не за их председателями, будет закреплено право принятия решений о сносе аварийных, заброшенных и ветхих строений, коих и в Гродненском районе предостаточно.
Любопытен и такой нюанс. Новации законопроекта позволят разрешить более широкое использование полезных ископаемых, добываемых на территории района. И опять же, «добро» на это можно будет получить только после коллегиального вердикта райисполкома. Мера, безусловно, разумная в том смысле, что позволяет пресечь всякого рода злоупотребления, в том числе и коррупционные. Поэтому и устанавливают ограничение в цене: не выше себестоимости добычи этих полезных ископаемых. Кроме того, главы районов и мэры городов получат право принимать решения о госзакупках из одного источника у организаций с долей госсобственности. А исполкомы, в свою очередь, будут уполномочены ставить точку в разрешении проблем с самовольно занятыми землями.
Таким образом становится очевидным, что, расширяя полномочия исполкомов, первых лиц районов, повышая их статус и предоставляя права для более широкого маневра действий, государство одновременно усиливает и уровень требовательности к ним. Такой подход, представляется мне, тоже совершенно справедливым.
Помнится, в прошлом один из председателей Гродненского райисполкома называл руководителей частного сектора экономики «удельными князьками», когда приходилось обращаться к ним за помощью по тем или иным проблемным вопросам жизнедеятельности района. Александр Лукашенко на совещании со свойственной ему прямотой высказался и на этот счет. По его мнению, руководитель района должен по основному своему функционалу управлять, требовать и нести ответственность одинаково как за частный, так и за государственный сектор. Это касается прежде всего кадров, подчеркнул Президент. Год благоустройства и пятилетка качества накладывает огромный груз ответственности на руководителя района. «И что, председатель райисполкома будет ходить кланяться к руководителям частного сектора, чтобы они, к примеру, эти задачи решили?» – справедливо задается вопросом Александр Лукашенко.
Вопрос, вне всяких сомнений, риторический. Кстати, не только в плоскости новаций рассматриваемого законопроекта, поскольку действительно кое-кто у нас всё еще проявляет аппетит к «либеральным потрошкам». Слишком дорогой ценой может обернуться нам сбой в государственном механизме, если полагаться на афоризм, что о вкусах не спорят.
















