татур.pngУдивительную роль в жизни людей играют ложь и вымысел. Роль, порой незаметную вовсе, не проявляющую себя никак, но самым активным образом влияющую на обстановку и расположение духа. Люди придумывают, фантазируют, преувеличивают и преуменьшают, выдают измышления за истину, используя при этом все возможные виды лжи: утешительную, корыстную, успокоительную, правдоподобную и т.д. Альберт Эйнштейн любил шутить: «Все люди лгут, но это не страшно – никто друг друга не слушает».
 
Наши предки сочиняли легенды, мифы и сказки, стремясь понять и хоть как-то объяснить окружающие природные явления. Так появлялись божества и духи. Жрецы придумывали и проводили порой чудовищные ритуалы, якобы способные повлиять на волю богов и капризы природы, тем самым лишь укрепляя свой авторитет среди соплеменников.

 По прошествии многих веков практически ничего не изменилось. Просто сказки придумываются на другие темы и передаются чаще не из уст в уста, а посредством бумаги, пленки, аудио и компьютерных кодов. Люди нуждаются в вымышленных историях даже более, чем в правдивых житейских, потому что вымысел красочней. А если красок недостаточно, легко можно добавить. Можно наполнить историю так, что грань между вымышленным и явным станет совсем незаметной либо исчезнет полностью.

 Идолопоклонничество тоже никуда не делось. Музыканты, актеры, политики, олигархи – вот современные идолы. Они, как и древние божества, не в силах повлиять на природные катаклизмы, но в их чудотворные способности всё равно верят. Их биографии обрастают невероятными деталями, о достоверности которых поклонники даже не задумываются, как не задумываются и над библейской заповедью: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

 Немногие сегодня среди случайностей ищут причины и следствия. Большинство оставляет затею познать непознанное после ряда неудачных попыток. Легче верить, чем пытаться отыскать истину. Легче смотреть на мир сквозь призму, переливающуюся всеми оттенками вымысла, несмотря на то, что мир не становится четче. Атеизм, яростно отрицавший веру, сам давно превратился в некое подобие религии, обзаведясь фанатичными приверженцами. Материалисты, отрицавшие существование нематериального, в итоге наткнувшись на электромагнитную материю, а позже – на теорию относительности, возопили в недоумении: «А что же тогда считать реальным? Сама истина не обман ли? Если обман – в чем его смысл? Что весомей – ложь или правда?».
 Все эти вопросы тревожили человека многие столетия. Тревожат они и по сей день, поскольку сомнение – естественная особенность человека, постоянно балансирующего между реальным и вымышленным, человека, постоянно нуждающегося в иллюзиях, о чем тонко подметил Зигмунд Фрейд: «Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги».

 Что ж, фантазируйте, создавайте для себя иллюзии, но не забывайте, где нет сомнения – нет веры, нет знаний, нет милосердия.