Все войны рано или поздно заканчиваются миром. Он и худой, по меткому изречению Цицерона, лучше доброй войны.
О Великой Отечественной, самой кровопролитной из всех, которые выпали на долю человечества, поколение моих сверстников знает из книг, учебников, кинофильмов, рассказов очевидцев. Впрочем, если уж по большому счету говорить, то что мы знаем об ужасах, горестях, хлебных крошках, пропахших порохом? Мимо нас эту горькую чашу судьба пронесла. Счастливые, сытые, не напуганные, мы довольно поверхностно усваивали суровый урок войны и так мало интересовались пережитым в то страшное лихолетье у его свидетелей. А они, когда речь заходила на эту тему, менялись в лице, плакали, молчали… Вовсе не потому, что нечего было вспомнить. Вероятно, щадили нас, баловавшихся в военные игры мальчишек, поделившихся в них на фрицев и наших.
Помню, папа выстругал мне на школьную «Зарницу» деревянного «Калашникова». Пусть себе легкий и без патронов, но автомат мне казался настоящим оружием в руках. Прищурив глаз, то и дело прицеливался в людей, в том числе и отца однажды. Сурово взглянув на меня в тот момент, папа отнял автомат, а я всё не мог понять, почему, пока он не объяснил: «И палка может один раз выстрелить в жизни».
Теперь – о другом оружии – риторическом, то и дело пускаемом в ход даже высокого ранга политиками. Похоже, те мало задумываются о том, что даже такая словесная угроза в условиях разрушенной системы безопасности на евроатлантическом пространстве может иметь серьезные последствия для сохранения мира на планете. В особенности, когда звучат прямые угрозы применить ядерное оружие против врага, и уцелеть при этом. Сами же не верят в такие бредни, а вот играются.
На днях Соединенные Штаты провели военные учения, симулирующие нанесение ответного удара с использованием ядерного оружия после применения Россией в Европе такого же малой мощности против стран НАТО. Жуткие фантазеры сидят в Пентагоне и малюют всевозможные сценарии, один мрачнее другого, об имперских замашках Кремля. Невыполнение Москвой якобы обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности – такого же рода пустопорожняя умышленно состряпанная болванка, пущенная в оборот. Ну, что-то вроде консервной банки на палке у детворы моего поколения. Шума много, а страха нет. Заявили бы прямо за океаном, что на фоне растущей военной и экономической мощи Китая, наряду с наращиванием оборонного потенциала России, Договор перестал соответствовать американским интересам.
То, что США готовились загодя порвать с ним, свидетельствует ряд фактов. И создание ударных беспилотников, и развертывание в Европе пусковых установок, приспособленных для пуска крылатых ракет «Томагавк» – звенья одной цепи. А разве испытание крылатой ракеты наземного базирования, поразившей цель на расстоянии свыше 500 километров, уже спустя полмесяца после выхода из ДРСМД – действие не того же милитаристского плана? Слишком уж легкомысленно стали рассуждать в Соединенных Штатах о ядерной бомбе и вбивать клин между Россией и Китаем. На Мюнхенской конференции по безопасности именно Поднебесную назвал главной угрозой Америке министр обороны США Марк Эспер. Таких агрессивных выпадов в отношении КНР не позволяли себе ни Трамп, ни госсекретарь Майк Помпео, давненько пугающий угрозами, исходящими от этой страны. Его коллега, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заявил даже, что Марк Эспер объявил новую холодную войну против Китая. И в этом, пожалуй, нет преувеличения.
Любая война в современных условиях – чрезмерно дорогое «удовольствие». Когда между супердержавами нет доверия, если они не располагают точной информацией о вооружении сторон, это дает повод преувеличивать военный потенциал противника и наращивать собственный. Стоит ли удивляться после этого происходящему ныне?