маевский.jpgЕмкое, мощное и конкретное выступление Президента Беларуси на недавнем саммите СОР29 в столице Азербайджана продолжает оставаться в центре внимания международной общественности и экспертов.

Надеюсь, мягко говоря, наши западные недоброжелатели и беглые отщепенцы не сочтут и перечень первопричин глобальных экологических проблем, которые огласил Александр Лукашенко, той же предвыборной пиар-кампанией, что и выступления Главы государства в областных столицах нынешних «Дажынак», о которой они порядком натрынделись. Впрочем, бесцеремонная и безмозглая манера мешать боб с горохом и привирать, выдергивая из контекста президентские цитаты, уже в крови оппозиционной шушеры. На эти их жужжалки белорусский лидер и ухом не ведет – слишком много чести тому же пану Дуде, устроившему, как капризный малый, демарш на саммите: отказался фотографироваться для общего фото участников, так как среди них был Александр Лукашенко. 

В отличие от самодовольных и, прямо скажем, скуповатых в отношении развивающихся стран глав государств с мощными экономиками наш Президент был краток и точен в выявлении главных причин зашедшего в тупик климатического кризиса. Он не побоялся назвать застрельщиков экологических бед на планете, которые в силу давнишних колониальных стереотипов свысока поглядывают на тех, кто в одиночку не в состоянии оздоровить окружающую среду. Кстати, накануне открывшегося в понедельник форума G20 в Рио-де-Жанейро в ООН выразили крайнюю озабоченность тем, что представители большой двадцатки не могут договориться о финансировании борьбы с изменением климата для бедных стран. Лидеры крупнейших экономик мира не готовы раскошелиться на развивающиеся страны, чтобы те сократили количество вредных выбросов в атмосферу. В связи с этим, предупреждают в ООН, между первыми может начаться настоящая «экономическая бойня». В результате опять же будут страдать беднейшие, продолжая надеяться, что итоги бакинского СОР29 приведут к глобальному финансовому урегулированию, которое к 2030 году достигнет 1 триллиона долларов. 

Как говорится, свежо предание, да верится с трудом. Это заметно даже по представительству тех, кто входит в мировой экономический авангард. Всего несколько глав правительств стран G20 принимали участие в переговорах в Баку: британский премьер Кир Стармер, итальянская Джорджа Мелони и турецкий президент Реджеп Эрдоган прилетели в столицу Азербайджана. Большинство же стран прислало на саммит лишь министров и высокопоставленных чиновников. Сразу видать, как сильные мира сего готовы выполнять свои обязательства по Парижскому соглашению. 

Вот почему, на мой взгляд, заявление главы управления ООН по климату Саймона Стила, призывающего двадцатку выйти из тупика, прозвучало, как холостой выстрел. Вот он предупреждает, что «в неспокойные времена и в условиях раскола в мире лидеры G20 должны громко и ясно заявить, что международное сотрудничество по-прежнему является лучшим и единственным шансом человечества пережить глобальное потепление. Другого пути нет». Вы, безусловно, правы, господин Саймон. Но ведь ровно тот же здравый посыл в короткой трехминутной речи мы услышали и из уст Президента Беларуси. Немногим более года назад в Дубае на Всемирном саммите по борьбе с изменениями климата белорусскому лидеру стоя аплодировал зал, как, собственно, и в Баку, за взвешенную и принципиальную позицию в вопросе зеленой повестки. Уже тогда было сказано о бессмысленности ее в условиях конфронтации между главными «стряпчими» пирога, которым они не желают делиться. Вопиющая очевидность того, что это именно так, не вызывает у меня никаких сомнений. Правительства богатых стран так и не предлагают финансовую поддержку в размере сотен миллиардов долларов, чтобы помочь более бедным сократить выбросы парниковых газов и адаптироваться к последствиям экстремальных погодных условий. Того не ведают, что госграниц для выхода из климатического коллапса не существует.