Периодически я выступаю в различных аудиториях, пою авторские песни, читаю стихотворения и прозаические миниатюры. В перерывах я всегда предпочитаю экспромт заготовленным фразам, поскольку считаю себя человеком красноречивым. Но произошедший однажды случай дал понять, что и красноречивым людям порой приходится нелегко, в особенности, когда дело доходит до тостов.
Это случилось несколько лет назад, когда я работал руководителем студии шансона в городском центре культуры. В один из предновогодних дней позвонил коллега, сказал, что на репетиционной базе ждут готовые макеты афиш предстоящего сольного концерта, и мне нужно срочно подъехать, чтобы либо утвердить их в печать, либо отправить на доработку.
Приезжаю на базу, открываю кабинет, щелкаю выключателем и удивленно застываю в дверях, когда вместе с освещением ярко замелькали елочные гирлянды на стенах кабинета, под потолком и на небольшой елочке, расположенной прямо в центре накрытого праздничного стола. Несколько десятков улыбающихся лиц, обращенных в мою сторону, хором принялись скандировать: «С нас-ту-па-ю-щим! С нас-ту-па-ю-щим!..» В моей руке откуда-то появилась наполненная рюмка, наступила тишина, я замечаю, что внимание коллектива всецело сосредоточено на мне. Понимаю, нужно что-то сказать, но язык будто онемел. Видимо, оценив мое замешательство, кто-то весело произнес: «Нам бы очень хотелось услышать тост от нашего дорогого Андрея Анатольевича!», после чего опять наступила неловкая пауза. Мысли лихорадочно крутились в голове, я стал сбивчиво лепетать что-то больше похожее на доклад о достижениях за год, путаясь в цифрах и датах, но вскоре осознал, что говорю слишком долго. Я принялся судорожно размышлять, как бы поэффектнее закончить свою речь, но в итоге выдавил: «… в общем, давайте!» Напряжение разом спало, раздались одобрительные возгласы и звон бокалов, веселье началось.
Позже, втянувшись в праздничный водоворот, я произнес немало остроумных тостов и оригинальных пожеланий, однако весь вечер меня слегка угнетала мысль, что тот момент, важный момент, когда ко мне было приковано стопроцентное внимание, я упустил.
Ни для кого не секрет, что длинные философские тосты ценятся на Востоке, но не у нас. Частенько вспоминаю одного товарища, который любил прервать затянувшуюся тираду словами: «Ну, хватит, у тебя же в руке стопка, а не микрофон».
Сегодня тост – одна из важнейших культурных составляющих любого праздника. Хороший тост обязательно вызовет положительные эмоции, подчеркнет торжественность мероприятия и поднимет настроение всем присутствующим.
Уинстон Черчилль во время застолий любил повторять: «Не желайте счастья и богатства, желайте лучше удачи, ибо на «Титанике» все были счастливы и богаты, а удачливыми оказались лишь единицы!»


















