Недавно рассылка от одного из международных сервисов по продаже билетов пригласила меня на вечер с Уитни Хьюстон. Я, было, удивилась: легенда поп-музыки скончалась в 2012 году. Оказалось, в мировое турне отправится… ее голограмма.

Такие шоу будущего, когда трехмерное изображение проецируют на тонкий прозрачный экран, расположенный под определенным углом к сцене, набирают популярность. Точные цифровые копии артистов порой не отличить от настоящих: они поют, танцуют и даже общаются с публикой.

Моду на виртуальных исполнителей ввел Тупак Шакур. Семь лет назад рэпер, которого застрелили в середине 90-х, вызвал фурор своим появлением на фестивале «Коачелла». И вот уже один за другим из царства мертвых стали возвращаться другие известные музыканты: Элвис Пресли, Майкл Джексон, оперная дива Мария Каллас, Фрэнк Синатра... Эксперимент добрался и до России. В том же 2012-м на рок-фестивале в Санкт-Петербурге голограмма Виктора Цоя порадовала изумленных фанатов песней «Группа крови». А в прошлом году Михаил Горшенев «воссоединился» с группой «Король и Шут» на концерте, посвященном ее 30-летию.
На японской и китайской эстраде реальных идолов тем временем теснят мультяшные Хацунэ Мику и Луо. У целиком смоделированных на компьютере певиц – уже миллионы поклонников.

Не удивлюсь, если вскоре многие знаменитости захотят обзавестись цифровыми двойниками. Зачем обременять себя гастролями? Сидишь дома, а в разных городах и странах, причем одновременно, за тебя работают голограммы. Да и продюсерам меньше мороки: проекции не надо платить гонорар, выполнять порой весьма странные требования райдера. Она не впутается в скандал, не устанет, не заболеет. И уж точно не сорвет концерт, как Дима Билан в Самаре.

Одно «но»: удовольствие это не из дешевых. Каждое выступление потянет на несколько сот тысяч долларов, ведь волшебная отражающая пленка является одноразовой. Кроме технических сложностей, есть еще и юридические нюансы. Для воссоздания ушедшей на вечный покой звезды требуются архивные фото- и видеоматериалы, авторскими правами на которые обладают ее родственники. Своих близких они сдают в аренду, конечно, не безвозмездно.

Хотя на телевидении «оцифрованные» представители шоу-бизнеса уже обычное явление: Одри Хепберн рекламировала шоколад, а Грейс Келли и Мэрилин Монро – аромат от «Диор». В кинематографе к чудесному «воскрешению» изначально прибегали, если во время съемок внезапно умирал герой. Первой ласточкой был «Гладиатор» в 1999 году. Сейчас же ради экономии то и дело копируют и «размножают» актеров. Глядишь, через десяток лет живые лицедеи и вовсе не понадобятся.

Правда, у подобного «оживления» есть еще моральный аспект. Одни в восторге, что меломаны вновь увидят своих уже покойных кумиров, а их любимые актеры продолжают сниматься в кино. Другие же считают это надругательством над усопшими и попыткой заработать на их посмертной славе. Ненавидевший голограммы певец Принс во время прошлогоднего финального матча Национальной футбольной лиги, наверное, беспокойно ворочался в гробу: благодаря компьютерным технологиям он спел с Джастином Тимберлейком. К счастью, коллектив «Кино», несмотря на успех с графическим воплощением Цоя, решил, что обойдется без него на юбилейных концертах в 2020 году.

Лично я пока не готова отдавать свои кровные за голографическую картинку, когда на Youtube записи доступны бесплатно. К слову, за пару часов в компании Уитни, живых музыкантов, певцов и танцоров придется выложить от 50 до 100 евро. Однако это будет лишь ее цифровой призрак, не больше. Впрочем, нет сомнений: если тур окупится, из-под земли «достанут» еще немало известных личностей и даже смерть не перестанет убирать их имена с афиш.