Командировка Юлии Пересильд и Клима Шипенко на МКС для съемок фильма в космосе вызвала бурное обсуждение в российском обществе.
Пользователи интернета взорвались: зачем сейчас снимать фильм за космические деньги, если страна задыхается от происков ковида? Личная жизнь Юлии Пересильд, стоимость полета, задержка вылетов других космонавтов, сомнения в качестве итогового продукта – каждый интернет-эксперт по мере возможности погрузился еще и в космонавтику.
Но одна ветвь обсуждения заинтересовала меня куда больше других. Множество людей искренне верят в то, что полета не было: по их мнению, 12 дней актриса и режиссер провели в тайном кинопавильоне. К сожалению или к счастью, применяемые в кино технологии находятся на таком уровне, что на экране можно реалистично изобразить абсолютно все, поэтому доказать что-то конспирологам не представляется возможным.
В 1991 году вышел дебютный сатирический роман Виктора Пелевина «Омон Ра». Герой романа по имени Омон попал в Секретную космическую школу, где готовился к полету на Луну. Однако советская мечта детства сталкивается с суровой реальностью: курсантам ампутировали нижнюю часть ног, чтобы они могли помещаться в космические корабли, а во время обучения те танцевали калинку, а не изучали особенности полета. Позже выяснилось, что вместо полета на Луну Омон отправится в съемочный павильон где-то под землей в Москве, где будет сымитирован полет. Причем герою романа повезло больше, чем его одногруппникам: других космонавтов-смертников помещали в отсеки первых ступеней ракет-носителей, чтобы вручную отделять их в ходе разгона лунохода. Все это делалось для победы в космической гонке и советской пропаганды.
К сожалению, фанаты теорий заговора вряд ли читали Пелевина и не осознают ироничность происходящего. Но пелевинщина, которая кажется столь избитой, что о ней неловко говорить, продолжает оставаться с нами.