Где ты, мое детство, где? Ушло, пропало. Остался на губах вкус лесной малины, смородины, брусники. Осталось ощущение огромного неба над головой и простора вокруг: мама в заботах о нас, маленьких, строгий отец в форме офицера, бабушка добрая-добрая и дед, до невозможности деловой.
Теперь у меня самого два внука и две внучки. Их детство совсем не похоже на мое: множество игрушек, книжек, прекрасной одежды. У каждого мобильный телефон. Еще не умея читать, они мгновенно научились пользоваться интернетом. Внучка посещает школу моделей, изучает английский язык, ее водят в бассейн. В свои неполные восемь лет она побывала в Египте, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах и еще бог знает где. Как это у Пушкина: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Нет, я не собираюсь сравнивать свое детство с детством внуков. У каждого времени свои радости, проблемы. Речь сейчас о другом: общем нравственном пути становления человека, через который проходим мы в нежном возрасте.
Это произошло в начале мая на детской площадке, где моя внучка играла со своей подругой Ирой. И вдруг та предложила ей сплести для нее венок из одуванчиков. Внучка радостно согласилась, благо на газонах их росло видимо-невидимо. Нарвали, добавили веточек сирени, растущей неподалеку.
И пошла работа. Ира плела венок, а внучка смотрела, как это делается, – училась. Неожиданно подошла еще одна девочка из соседнего подъезда с открытой коробкой жевательной резинки. Предложила купить штуку за 20 копеек. Ира и Соня посмотрели на нее с удивлением и даже возмущением. Обычно дети на площадке угощают друг друга, а тут – купи!
– Лучше ты у нас купи букет сирени за два рубля! Сейчас сделаем и начнем продавать тоже! – сказала Ира.
В девчонках проснулась предпринимательская жилка, и они стали составлять маленькие букетики из одуванчиков, березовых, кленовых листиков, веточек сирени. По мере их готовности цены росли:
– Нет, будем продавать по три рубля, – уверенно сказала девочка.
Мне стало интересно, как они это будут делать. Не встреваю – молчу. Потом девочка задумалась, видимо, представив себя среди продавцов под магазином.
– Давай их лучше дарить! – обращается к Соне.
– Кому? – спрашиваю.
– Девушкам, – отвечает Ира. – Красивым!
Во двор въезжает машина, и оттуда выходит молодая женщина. Ира хватает букетик и бежит к ней, протягивая цветы. Дама улыбается и, наклоняясь, обнимает девочку. Тут началось: всем, кто играл на площадке, захотелось делать такие же подарки незнакомкам. Участвовала и соседка, которая хотела продавать жевательную резинку по 20 копеек за штуку. Потом ее жевала вся детская площадка, причем бесплатно.