мякиш.jpgНаходясь меж двух огней, – Олимпийским и пулеметным – о чем написали уважаемые коллеги, решил добавить дыма от своего костра – походного, рыбацкого, за которым порой тоже можно увидеть и неожиданные социальные явления, и неортодоксальных людей.

...Это было не вчера, и не в этом августе – пишу об этом с тайной надеждой на перемены. С давней компанией приятелей мы поехали в Чашникский район на трехдневную рыбалку, выбрав место для бивака на берегу живописной речушки недалеко от Лукомльской ГРЭС. Палатки, спальники, столик, раскладные кресла и даже маленькая плитка на газовых баллончиках – приятели были убеждены, что рыбачить надо с комфортом. И мы сибарийствовали вдалеке от семей. Я умудрился поймать в камышах обреченную утку-подранка, и наш и без того сытный стол дополнила запеченая в углях дичь.

Но на рыбалке обязательно что-нибудь заканчивается. Тот выезд тоже был не исключением.
– У деревеньки я видел навозную кучу, там можно набрать хоть ведро червей, – нашего Володю осенила гениальная по простоте мысль.

Я вызвался сходить, чтоб не мыть посуду.

Убогая хата, и даже не огород, а задворки, заросшие бурьяном. Однако даже у навозной кучи есть хозяин, и нормальный человек спросит разрешения.

Постучал в обитую рваным дерматином дверь. Открылась она сама, как показалось, распахнутая сквозняком. Я увидел в первую очередь не людей, а убожество хаты, которое даже в мыслях не могло просочиться в XXI век. Просевший потолок, рваные обои цвета покойника (иначе не скажешь), в углах тряпье, две лавки у стен, стол в углу, обшарпанная печь... Может, за печью было что-то еще, но тут утверждать не готов. В общем, Марианская впадина жизни.

Меня встретил вопросительным взглядом низкорослый, весь какой-то подстреленный хозяин, скорее полуподросток, чем мужчина – типаж писателя Астафьева. Из-за печи вынырнула толстая женщина в неряшливой желтой кофте. И самое поразительное – на лавке у стены сидела преклоных лет дама с запеленаным ребенком на коленях.

Впору было враз забыть о навозной куче и червях.
– Добрый день вам... Мне бы... Воды попить...

Зачем я это сказал?! Мальчик-мужчина, молча кивнув, налил в залапанный стакан воды из мятой пластиковой бутылки, и волей-неволей пришлось сделать несколько глотков. А может, здесь снимают кино, – вдруг закралась совершенно сумасшедшая мысль... Ведь так не бывает, люди не могут, не имеют права так жить. К тому же не испитые, совершенно трезвые на вид.

– Еще как могут! – рассмеялся Володя, когда я вернулся, всё-таки накопав червей. – Почему ты думаешь, что люмпен – это обязательно спившийся тип с бланшем под глазом? Это стереотип, дорогой! Есть и другие причины, по которым люди опускаются на самое дно.

– Лень, что-то вроде абулии, например... – подсказал Иван.

– Ребенка сделать однако не поленились...

– Может, еще не обжились? – высказал предположение Алексей. – Купили пустующий дом, истратив всё до копейки, и вот теперь спят на лавках. И вообще, ты смотришь на жизнь глазами западника...

Наверное, он был прав. Время от времени вспоминаю тот убогий дом и в который раз убеждаюсь, что привыкший видеть благополучие, не всегда готов принять иное. Но, может, оно и правильно: за всяким благополучием, сколько ни спорьте, стоит всё тот же человек.