татур.pngСкрипит винил, лениво прыгает игла, из динамиков с присущим надрывом хрипит Владимир Высоцкий: «Нет, ребята, всё не так! Всё не так, как надо!» Невольно задумываюсь, что и в самом деле всё не так, как надо. 

Казалось бы, связь со всем миром – вакцина от одиночества. А ведь, наоборот, люди стали куда более замкнутыми, общение всё чаще сводится к коротким перепискам в социальных мессенджерах. Всякое новое знакомство переполнено недоверием и подозрительностью. Уже давно никто не воспринимает общение по интересам. Популярные ранее городские онлайн-форумы безнадежно теряют актуальность. Для примера, на «Гродненском форуме» еще 10-15 лет назад в многочисленных тематических ветках разворачивались словесные баталии на десятки страниц за сутки. Днем и ночью форум гудел, как улей. Тем не менее пользователи не ограничивались общением в сети, постоянно организовывали встречи и походы (лично участвовал неоднократно). Тогда никто даже не подозревал, что онлайн-общение вскоре станет реальной альтернативой живому взаимодействию. 

Полки магазинов ломятся от изобилия товаров, которые помнят разве что руки продавцов, время от времени их перекладывающих. Но скоро цифровые маркетплейсы сведут магазинную торговлю на нет. Еще бы, такое удобство! Зачем бродить по торговому центру вдоль бесконечных стеллажей в поисках нужной вещи, когда легко можно, не вставая с дивана, заказать в интернет-магазине всё что душе угодно? Хочешь – с доставкой на дом, хочешь – до пункта выдачи, коих теперь едва ли не в каждом дворе. Спустился в тапочках и халате, забрал заказ и обратно в нору. Распотрошил упаковку, не понравился цвет, размер, или просто товар стал не нужен – можно отказаться прямо на месте. 

Еще не так давно общественность критиковала гипермаркеты и торговые центры, с появлением которых мелкие розничные объекты были вынуждены свернуть торговлю. А сегодня светлые и просторные залы ритейл-гигантов заменили крохотные душные пункты выдачи заказов, где бытовая химия соседствует с детскими игрушками и продуктами питания, а автозапчасти – с одеждой и косметикой. В таких пунктах именно система распределяет заказы по полкам.

С развитием интернета доступность информации послужила развитию умственной лени. Зачем что-то учить и запоминать, когда и так всё под рукой, никуда не денется? Достаточно набрать в поисковой строке браузера интересующий вопрос – и ответ как на ладони. Ни к чему напрягать память, дискуссировать, размышлять…

Искусственный ароматизатор, искусственный загар, искусственный интеллект… Такими темпами скоро не останется ничего настоящего. Дистанционная учеба, удаленная работа, онлайн-знакомство, электронная запись – такое ощущение, что развивающаяся инфраструктура призвана не выпускать людей на улицу и оградить от общения с себе подобными. Кажется, всё в одном кармане, да только в нем прореха, которая становится всё шире и шире. Не сегодня завтра через нее ускользнет индивидуальность.