Когда речь заходит о культуре обслуживания людей, в первую очередь вспоминаешь о работниках прилавка, кафе и ресторанов. Не остаются в стороне и работники такси, услугами которых нынче пользуются многие.
Еще года четыре назад короткие расстояния, как, например, от дома до детской поликлиники стоимостью 2,7 рубля вызывали раздражение у таксистов, так как такие поездки считались невыгодными. А теперь прокатиться на такси в любое место одно удовольствие. Оказывается, сегодня пассажир может оценить поездку в такси с помощью приложения в смартфоне, выставляя баллы от единицы до пяти. И чем выше рейтинг, тем больше заказов у данного таксиста. А если клиент выставил отличную или хорошую оценку в течение получаса после поездки, шоферу автоматически начисляются чаевые. Что ж, стимул хороший для водителей.
На днях пришлось ехать с тактичным и разговорчивым таксистом Денисом. На мой вопрос, чем же его привлекает работа, ответил: общением.
– Я сталкиваюсь с большим количеством людей, разных как по характеру, так и по роду деятельности. Вот недавно психолог у меня в автомобиле долго плакала, все свои проблемы рассказала. И в конце поездки поблагодарила, что я позволил ей выговориться, – рассказывает собеседник. – А люди все разные – как таксисты, так и пассажиры. Некоторые, особенно иностранные студенты, специально ставят за поездки несколько единиц подряд, в качестве компенсации от сервиса такси им тогда положена либо скидка, либо бесплатная поездка. Бывает, они недоплачивают нужную сумму, в салоне начинают курить. А одна девушка-иностранка на днях бросила под сиденье кожуру от банана, который выпросила у меня… И картофель фри нахожу в салоне, и остатки гамбургеров. Белорусы же в основном вежливые. И если возникают с ними проблемы, то, как правило, вечерами в выходные, когда люди выпили. Бывает, и драться лезут, не хотят платить.
Недавно ездила в Минск на маршрутке. И, надо сказать, совершенно разные впечатления оставила дорога туда и обратно. В столицу ехали с водителем-хамом. В пути он не реагировал ни на одну просьбу пассажиров, открыл окна так, что волосы у людей буквально разлетались в разные стороны и им пришлось даже утепляться. И какой-то долгой оказалась та дорога, а сиденья неудобными. И совсем другое дело – поездка назад в Гродно с приветливым водителем, в комфортных условиях. Дорога пролетела как один миг.
Когда люди относятся с уважением друг к другу, тогда всякие неудобства отходят на другой план. Их попросту не замечаешь. Как-то само собой появляется настроение, которое хочется подарить другим. Добро порождает добро.