Не слишком радужный информационный повод для начала весны: в субботу МИД Беларуси выступил с заявлением, осуждающим план проведения акции памяти в честь «проклятых солдат» в польской Хайнувке.
 
Впрочем, повод вполне ожидаемый. К сожалению… Мероприятие (или марш) проводится уже не в первый раз, невзирая на протесты местных жителей и негативное отношение к нему городского совета и властей. Пару лет назад, писали, мэр Хайнувки Ежи Сирак вообще запретил марш, но его организаторы опротестовали это решение в суде и получили вердикт в свою пользу.
 
В заявлении МИДа выражается надежда, что по эпидемиологическим соображениям «риски распространения коронавируса в соседней стране остановят там вирус праворадикальный». Нормальному человеку может быть вообще непонятно: в историческом плане камень из-за пазухи – пленные советско-польской войны, сентябрь 1939-го, Катынь, осадники… – уже, вроде бы, достали и похоронили его в основании общего мемориала. По крайней мере, эта и подобные темы могут быть предметом спора исследователей, но никак не оружием в руках тех, для кого военный преступник Ромуальд Райс, т.н. Бурый, убивавший с бандитами белорусских сельчан, – мученик и герой.
 
К слову. Отыскал в интернете фотографии, сделанные в Хайнувке во время одного из маршей прошлых лет. Протестующий местный житель держит плакат: «Не каждый герой был проклятым. Не каждый проклятый был героем».
 
Всё верно. Польское сопротивление в лице бойцов и командиров Армии Крайовой проводило совместные операции с нашими партизанами и частями советских войск; их кровь проливалась на улицах Варшавы в августе-сентябре 1944 года… Но были и вооруженные столкновения с РККА. Эта тема еще нуждается в изучении; хочется верить, что будут найдены, рассекречены новые документы, ранее неизвестные свидетельства, и тогда появится возможность шаг за шагом приблизиться к реальной картине тех лет.
 
А что же касается послевоенного периода… Не верю, что бывшие «аковцы», при содействии «лесных братьев», свояков из УПА, «черных котов» и другого разномастного сброда сжигавшие сельсоветы и мирные хаты с людьми, имели те же мысли в голове и намерения в сердце, какие были у их товарищей, которые погибли в Варшаве в боях с зондер-командами СС.
 
Да там и не отдельные дома, целые деревни полыхали. В свое время писал материал о борьбе с лесными бандами в Западной Белоруссии в послевоенный период. Одно зло (в форме вермахта) породило другое, и ему также оправдания быть не могло.
…Полагаю, некоторым стоит пересмотреть фильм Анджея Вайды «Пепел и алмаз» – он как раз о судьбе «проклятых солдат». И приехать в Гайновку летом, зайти в православный Троицкий собор, центр белорусской культуры… У ворот Беловежской пущи послушать тишину и понять, наконец, каким героям мы действительно обязаны за нее.