Президент России Владимир Путин в послании к Федеральному собранию предложил внести ряд изменений в Конституцию страны. Речь шла о передаче полномочий по утверждению премьер-министра и членов всего кабинета министров от президента Госдуме. В считанные часы после послания правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым подало в отставку.

Уже известен назначенный Путиным новый глава российского кабмина – Михаил Мишустин, ранее возглавлявший Федеральную налоговую службу и достаточно основательно в последние годы подкрепивший казну налоговыми поступлениями. Нашлось место и для Дмитрия Анатольевича. Отныне он замглавы Совета безопасности РФ, а произошедшую отставку оценил как совершенно обычное событие, с чем, собственно, трудно не согласиться.

Впрочем, мнения на этот счет расходятся. Ряд политологов начинают мусолить тему так называемого транзита власти, имея в виду впоследствии и досрочную отставку самого президента. Дескать, в России всё так и устроено. Не думаю. Еще более невероятная, но достаточно широко обсуждаемая среди политологов версия: Медведеву указали на выход, так как из него готовят путинского преемника. Подобные умозаключения больше походят на дворовую сплетню, поскольку не подкрепляются сколько-нибудь серьезными и убедительными доводами.

Обратимся к реалиям. А они таковы: перед правительством в условиях санкционного давления Запада после присоединения Крыма к России были поставлены непростые задачи замещения прилавков магазинов отечественной продукцией с переориентацией экономики на выпуск отечественных товаров. С этим оно худо-бедно справилось. А вот выполнение президентских майских указов 2012 года, по существу, провалило. Зарплаты бюджетникам к концу 2018 года удалось повысить лишь в 16 регионах из 85-ти. Чтобы достичь желаемого, регионам пришлось экономить на несоциальных расходах. Собственно, и сам экс-премьер признал в конце прошлой недели, что низкий рост реальных доходов граждан России как раз-таки и стал главной нерешенной задачей для прежнего правительства. Именно пробуксовка с реализацией нацпроектов и вынудила Владимира Путина без каких-либо колебаний распрощаться с былой правительственной командой. В этом смысле назначение Михаила Мишустина на пост главы кабинета министров выглядит вполне логичным и оправданным. А кредит доверия к новому председателю правительства России будет укрепляться в первую очередь за счет более эффективных мер распределения долей «бюджетного пирога» и строгого контроля за этим процессом. По крайней мере, налоговая служба под началом Мишустина прекрасно зарекомендовала себя с точки зрения эффективного применения инструментов современных технологий. Да и репутация самого бывшего главного налоговика России в стране и за ее пределами, отмечают сведущие в этом специалисты, на довольно высоком уровне.

Вряд ли и в этот раз с реализацией масштабных социальных проектов у нашей восточной соседки всё пойдет гладко. Так бывает только на бумаге, за гранью которой нет-нет, да и возникают всякого рода косяки. Видевший российскую глубинку изнутри наш внештатный коллега, в прошлом военный журналист Леонид Абабков сокрушался, что в президентском послании, хоть и «очеловеченном» в этот раз, деревенская тема оказалась на задворках. Мельком, по его словам, затронул Путин проблему развития образования и медицины на селе и в небольших городах. А ведь, прежде всего, именно на региональном уровне с учетом повышения уровня жизни населения и возможно решить одну из ключевых задач – демографическую. Коль скоро обороноспособность государства, как следует из послания, обеспечена на десятилетия.