Совершенно случайно наткнулся на сайт газеты «Советская Россия». Признаться, думал, издание уже кануло в лету. Но, когда прочел в нем откровения дочери Василия Шукшина Марии, понял: нет, такие не умирают даже вопреки знаменитым строкам Александра Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».
В конце 80-х, начале 90-х «Советская Россия» лежала на моем редакционном столе среди стопки других, в которых еще звучало преимущественно острое мужское публицистическое слово. Не удержусь от искушения перечислить громкие имена журналистов, работавших в газете: Артем Боровик, Дмитрий Лиханов, Владимир Яковлев, Владимир Мамонтов, Михаил Соколов, Владимир Сунгоркин. Последний, многолетний главный редактор «Комсомолки», кстати, признался однажды: «Четыре года проработал в «Советской России», тогда руководимой Михаилом Ненашевым и бывшей, безусловно, лучшей и самой смелой газетой страны». В точку!
Такие вот были времена. И слово действительно слыло оружием, стреляющим в упор и прицельно. Тот же Ненашев тогда восклицал: «Слово первично! За словом – мысль, она всегда выражается в слове. И только когда ты освоишь слово, поймешь слово, тогда приходи на телевидение».
По моему глубочайшему убеждению, объявленные в Беларуси Год малой родины, Год исторической памяти и нынешний Год мира и созидания не имеют срока давности. А раны пережитого живыми свидетелями военного лихолетья, которые со временем зарубцовываются, но оставляют следы – ни что иное, как генный материал, передающийся грядущим поколениям. Вот почему меня зацепил острый отклик в «Советской России» дочери знаменитого русского писателя на исторический вывих в угоду сиюминутным политическим интересам. Мария сослалась на письмо историка Николая Сапелкина, который написал, что почти два десятка лет в центре города Россошь Воронежской области стоял монумент альпийским стрелкам, воевавшим на стороне нацистской Германии и совершившим тысячи преступлений против мирных жителей. Построили его итальянцы, замуровав в пьедестале останки своих солдат из дивизии «Юлия». Таким образом, указывает автор, «монумент стал первым в нашей стране памятником-могилой неизвестному фашисту». Этот памятник фашистским палачам «освятил» и провел мессу католический капеллан. Событие завершилось торжественным маршем с развернутыми фашистскими штандартами. При сем присутствовал и глава района.
Мария Шукшина заметила, что об этом постаменте, кстати не единственном в России, было сказано еще в сентябре 2021 г. Через пару месяцев Мария подала заявку на канал «Культура» на создание документального фильма о таких постаментах в стране, но ей отказали, ссылаясь на то, что политикой на канале не занимаются. Памятник не шило мешке. Представители возмущенной общественности взяли тихо, да и свернули шею фашистской гадине весной прошлого года. Жест более чем красноречивый и показательный в особенности на фоне продолжающегося осквернения мемориалов советским воинам-победителям в Польше и прибалтийских странах. Вот только позиция теленачальников от «Культуры» вызывает, мягко говоря, недоумение.
Недоумение, но иного толка и по другому поводу выразил обозреватель польского журнала «Впрост» Якуб Мельник. Его возмутили слова Папы Римского Франциска, который призвал молодых россиян сохранять и развивать культурное и духовное наследие России. Мельник же назвал эти слова скандальными и заявил, что понтифик настраивает молодежь не отказываться от имперского наследия великой России в лице Петра I и Екатерины II. Далее следует еще более уничижительная сентенция: «Сколько и в какой валюте взял Франциск за то, что имел наглость так призывать молодых россиян?» Тут уж, как говориться, no comment. Впрочем, что касается исторической памяти самого пана Якуба, то она поражает удивительно глубинной пустотой. «Сказки о просвещенном характере Российской империи,– в публицистическом раже бросает автор,– были написаны много веков назад корифеями Просвещения, грубо подкупленными царским золотом». Мой вам совет, пан Якуб, не судите по собственной колокольне в черепной чашке. Дрянной артефакт перелицованной истории с западным лейблом. Ей Богу, не удивился бы тому, что коллега склоняет голову близ постамента каким-то нацистским преступникам, имена которых не известно. Всего лишь потому, чтобы насолить «имперским» амбициям Кремля.