Сосна – дерево белорусской породы. Во всяком случае, именно она наиболее распространена на нашей земле, обильно политой кровью и потом.
Родительский дом вплотную подступал к лесу на окраине горпоселка. Папа хотел, чтобы я был лесником. Наверное, и в нем наши березы и сосны пробуждали живительные соки, крепко держали на этой земле своими корнями. А в минуты житейских неурядиц и отчаяния помогали, глядя на них, перевести дух и не сломаться. Не пасть под топором зарвавшихся лиходимцев-временщиков. А их со временем расплодилось. Рубят и пилят деревья под благовидным предлогом, что те якобы век свой отжили и представляют угрозу для живого и неживого вроде иномарочного авто. Спору нет, деревья, как и люди, смертны. Их, как и нас, одолевают недуги. Ту же сосну в последнее время неистово «шелупонит» короед, а в кронах тополей завелась сплошь и рядом омела. Человек пытается как-то врачевать насаждения и избавлять их от приставучих хворей, но пока эти усилия либо риторичны, либо малоэффективны на практике.
То ли от безысходности спасти деревья, то ли потому, что руки чешутся и хочется в сердцах рубануть сплеча и взвизгнуть бензопилой, время от времени в городах и весях проводят «зеленые чистки». Кто и по каким таким признакам определяет степень угрозы старых деревьев для людей, доподлинно не известно. Иначе бы так не возмущались в комментариях к заметке «SOS. Война против сосен» в соцсети земляки с Поставщины: «За кинотеатром стоят тополя высоченные и никому не нужны, хотя очень аварийные». Автор заметки пишет о том, что сносят абсолютно здоровые сосны – «наши достояние и гордость». Деревья и вправду исторические, графские. Им, небось, по два века будет. Две войны пережили, а кому-то не угодили шишками, иглами, тенью… В мае этого года из восьми сосен, приговоренных к спилу, пять землякам всё же отстоять удалось.
У сосны нет коленей, чтобы могла пасть ниц перед плахой палача, кстати, тоже деревянной. Природой дано деревьям умирать стоя. Может быть, хоть этот их в высшей степени высокородный и показательный для всех нас жест заставит одернуть руку и куда более осторожно и скрупулезно оценивать диагноз окружающих нас зеленых красот, благодаря которым мы всё еще дышим.
Оставьте в покое сосны!
Они не стонут от скуки.
Пробудят ли разум сонный,
когда зачешутся руки?
Они навидались лиха,
с лихвой надышались смрада,
стерпели, скрепя, а вы их,
как совесть срубить горазды.
Постарше вас эти сосны,
да и мудрей, пожалуй.
Всё же тянулись к звёздам,
стоя и умирали.
В щепках, в опилках,
в ссорах,
все мы поднаторели.
В чём провинились сосны:
может, не в лад скрипели?
Может, не так стояли,
кланялись, но не клянча?
Не вырубайте память,
ту, что еще осталась!