Владимир Путин в середине прошлой недели в 15-й раз выступил перед верхней палатой российского парламента с ежегодным посланием. В том, о чем говорил и на что нацеливал президент Российской Федерации, ничего революционного не было. На мой взгляд, Владимир Владимирович весьма точечно обозначил проблемные места российского государства и «выписал» ряд эффективных пилюль.

Главная задача, стоящая перед нашим восточным соседом, – в сжатые сроки достичь качественного скачка в жизни россиян. Такова установка Путина. И он понимает, что сделать это довольно трудно, но необходимо. Поскольку настроенные оптимистично граждане есть тот самый золотой запас нации, используя который, можно смело и уверенно глядеть в будущее. В советской истории, несмотря на отдельные ее перекосы, такие задачи ставились и эффект от их выполнения был огромен. Вспомним хотя бы две первые довоенные пятилетки в СССР. Благодаря интенсивной индустриализации страны удалось совершить невиданный экономический рывок. Достаточно лишь сказать, что национальный доход уже в первую пятилетку возрос едва ли не в 2 раза. Была целиком ликвидирована безработица и введен семичасовой рабочий день. Валовая продукция в промышленности в три раза превысила уровень 1913 года. Лозунг «Кадры решают всё», оглашенный не ради красного словца, был более чем эффективно применен на практике и прошел проверку временем. Вряд ли сегодня в России, да и мы в Беларуси можем похвастать тем, как умеем ковать их. Это раз. Во-вторых, даже достойные высокопрофессиональные трудовые ресурсы без должного внимания и заботы со стороны государства не более чем отсыревший уголь – ни блеска в глазах, ни огня. Вот на это и намекал Путин, рассматривая духовный потенциал соотечественников как своеобразный огонь в сосуде. Без него и качественный толчок жизни россиян, и решение всех последующих задач вряд ли возможно. Собственно, и белорусам он как воздух необходим.

Не менее важный фактор оздоровления нации – вкрапление в ее культурный слой живительных соков. Того, что, по выражению президента России, является «запросом на насыщенную культурную жизнь». На мой взгляд, доселе слишком многое было упущено. Ставка на сохранение исторического наследия, развитие краеведения и народного творчества на примере, скажем, нашей страны, безусловно, верное направление. Но в условиях рыночной вакханалии без должной государственной регулировки процессов в культурной среде в нее, к сожалению, просачиваются нечистоты. А фильтры то ли сознательно отключены, то ли забиты псевдокультурной тиной. Пожалуй, прав народный артист РФ, зампред Общественного совета Минкультуры Николай Бурляев, что без выведения государственной культуры из сферы рыночных отношений тут не обойтись, если всё-таки надеяться на желаемый результат.

Сознательно провожу параллель между братскими народами на ниве культуры. Ведь нас так много объединяет. В том числе и нацеленность на прополку культурного слоя. Оба государства в недалеком прошлом, чего уж греха таить, использовали остаточный принцип финансирования этой духоподъемной сферы. В Беларуси раньше прочувствовали одряхление корневой историко-культурной системы и значительно оживили ее. Наш сосед только сейчас собирается ту существенно подкрепить, приступая к реализации амбициозного проекта «Культура». На строительство и реконструкцию сельских клубов и домов культуры выделят свыше 17 млрд. рублей, а еще более 6 млрд. на поддержку центров культурного развития в малых городах.

Реформу «мытчынай мовы» мы затеяли первыми и, похоже, запутали себя еще больше. Теперь вот россияне пробуют просеять свой «великий и могучий» через нано-сито. Вместо буквы «ы» и «ъ» с будущего года предлагают употреблять мягкий знак. Ряд шипящих «ц», «х», «ч», «ш», «щ» заменят новой буквой, которую выдумают. Положение буквы «ё» тоже незавидное. С нее сотрут, как и у нас, две точки. Вы можете представить голого ёжика? Я нет. Якобы делается это в угоду неким международным стандартам во благо развития цивилизации. Не получилось бы только по-черномырдински: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».