«Скажи, почему в школе нас учат таким бесполезным вещам? Зачем мне эта математика, если я даже не знаю, что такое «коммуналка»? Я вообще не понимаю, как буду жить, когда вырасту!»  – это слова моей 13-летней сестры. 
 
Конечно, я объяснила ей, что знание математики может пригодиться, когда она столкнется с той самой «коммуналкой». Но после ее вопроса я задумалась: насколько современное образование в принципе ориентировано на подготовку к реальной жизни?
Об этом думала, будучи еще школьницей. Мне нравилось учиться, но чаще всего я понимала, что образование ушло слишком далеко от реальности. Или, наоборот, реальность ушла далеко вперед. А система образования – как и любая система – не готова к изменениям и стоит на месте. Да, переписывают учебники, информация в них обновляется. Но этого мало.
 
Вспоминаю свои 13 лет. Я пришла в 8 «И» класс с лингвистическим уклоном. И с тех пор больше никогда не открывала школьный учебник по английскому. Зато прочитала невероятное количество книг и статей в оригинале на английском, просмотрела тысячи сайтов и исписала десятки тетрадей мелким почерком. А еще съездила на международные турниры по дебатам, поучаствовала в олимпиадах, конкурсах. Одноклассницы разъехались по всему миру – от Стокгольма до Сингапура.
 
Помню, на первом уроке нам сказали: «Вы огурцы. С этого дня вас бросили в банку с рассолом. И в этой банке вы проведете следующие 4 года». Образование – о погружении в предмет. О полной отдаче учителя и ученика. О понимании друг друга. 
Эффективность такого свободного метода была в том, что нам на самом деле позволили делать все что угодно. Нам позволили учиться. «Если у тебя есть вопрос, запиши его. Найди ответ. Расскажи мне. А еще лучше – расскажи на английском». И вопросы были обо всем. Начиная со значения слова и заканчивая значением ядерной энергетики в мировой экономике.
 
Поэтому вот мое мнение: лучший способ усовершенствовать систему образования – узнать, чему ребенок сам хочет научиться. 
Вернемся к вопросу сестры: «Что такое «коммуналка?» А по сути: научите меня обращаться с деньгами. Финансовая грамотность: говорит ли у нас кто-то об этом в школах? Скажете, рано, это же дети. А когда не рано?
 
Сейчас я понимаю: школьное образование ориентировано на подготовку к университету. А университетское – на подготовку к работе. А реальная жизнь с вопросами, оставленными без четкого ответа, каждый раз откладывается на неизвестный срок, вдруг наступает сама по себе, и чаще всего ты к ней совершенно не готов.
 
И вот уже ты смотришь в листок со счетами 10 лет спустя и задаешься вопросом: зачем мне нужна была эта математика, а потом высшая математика, а потом математический анализ, а потом дифференциальная геометрия, дискретная математика, интегральные уравнения, теория вероятностей, если я всё еще не знаю, что такое «коммуналка»?
 
Вспомните историю Роберта Кийосаки, миллиардера из бедной семьи. Но он стал богатым благодаря отцу своего друга, потому что тот научил его финансовой грамотности. И разве он применял какие-то особые сложные методы? Отнюдь: они играли в «Монополию». 
 
Но ведь не станешь писать в Министерство образования просьбу ввести «Монополию» в учебную программу. Или добавить бухучет в список обязательных предметов. Систему можно менять только изнутри, начиная с самих учеников.  
И вот что точно нужно донести ребенку: каждый школьный предмет потому и называется «предметом», что это лишь инструмент. А реальная жизнь – она о том, насколько ты умеешь этим инструментом пользоваться.