Слишком часто в последнее время слышу о том, что славянская нация безбожно спивается. В Америке и Европе открыто насмехаются, мол, зачем с ними воевать, когда в скором будущем алкоголь искоренит всё взрослое население и России, и Беларуси.
Западные блогеры предлагают ускорить процесс, уверяя, что нужно всего лишь организовать на вышеуказанных территориях бесплатную раздачу спиртного для населения и уже через неделю государства падут. Эх, мечты, мечты… Хочется пожелать наивным западным балаболам, чтобы и дальше продолжали тешить себя подобными фантазиями. Однако тему пьянства стоит обсудить, потому что, как говорится, после трех стопок водки немец переходит на безалкогольные напитки, а русский переходит на «ты».
Главная наша проблема в том, что большинство не умеет пить. Совсем не удивительно, ведь этому, как правило, и не учат. Мы сами постигали «искусство выпивать», а первые застолья обязательно заканчивались нелицеприятными казусами. Выпивать или нет – каждый выбирает для себя сам, но человек, знающий свою норму, умеющий правильно закусывать, понимающий, когда можно выпить, а когда лучше воздержаться, не упадет лицом в грязь ни в дружеской компании, ни на официальном званом ужине.
Английский философ Джордж Мур любил иронизировать: «Я обязан своим долголетием и здоровьем тому, что не пристрастился ни к никотину, ни к алкоголю, пока мне не исполнилось десять лет». Выдающийся советский педагог Антон Макаренко в своих трудах упоминал, что ученики, которым он запрещал спиртное, во взрослой жизни непременно становились алкоголиками. Позже, отмечая с детьми праздники, Антон Семенович собственноручно нормировал каждому ученику немного вина и впоследствии убедился в своей теории: став взрослыми, более 80% этих учеников, участвуя в застольях, не употребляли алкоголь свыше привычной им нормы.
В быту же подростки, несомненно, подвергались запретам на употребление алкоголя со стороны матерей, хлебнувших горя с выпивающими мужьями, особенно в послевоенные годы, и государства, пропагандирующего громкие лозунги «Пьянству – бой!», поскольку зеленый змий мешал строить светлое коммунистическое будущее. Но запретный плод, как известно, сладок и интерес к нему велик. Наряду с этим народные высказывания вроде: «Кто не пьет, тот нас продаст», «Не пьешь – не уважаешь», откровенно подталкивали к стакану. Да и советская интеллигенция тоже любила пристыдить непьющего гражданина цитатой Чехова: «Если человек не пьет, не курит и сторонится общества барышень, то невольно возникает вопрос, а не мерзавец ли он?»
Немного выпить не возбраняется, даже медики периодически рекомендуют, главное, знать свою норму и ни в коем случае не уступать появившемуся вдруг желанию ее превысить, потому что на дне каждой бутылки нас ждет бесплатный бонус – провалы в памяти. Нам, конечно, не встать в один ряд с Саудовской Аравией, где существует абсолютный запрет на производство, употребление, торговлю спиртным и для местного населения, и для приезжих. Однако, как гласит золотое правило о том, что трапезу нужно покидать с чувством легкого голода, так и застолье своевременным будет покинуть с чувством легкого опьянения. И помните, мы в ответе за тех, кого… напоили.