Цензура возникла в Древнем Риме и благополучно дожила до наших дней. совершенствуясь и видоизменяясь. Теперь без нее не обходится ни одно государство. 

Если смотреть в глубь истории, очень удивит, что такие книги, как «Хижина дяди Тома», которую написал Бичер-Стоу, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера были под запретом в США. 

А когда Владимир Набоков опубликовал свою «Лолиту», ее тут же прикрыли во Франции, а также в Австралии, ЮАР, Великобритании и запрет на издание книги действовал аж до 1982 года. Я перечислил ничтожно малую часть произведений, которые были недоступны в странах Запада, не говоря уже об СССР. Там запрещали буквально всё, что не вписывалось в идеологию строителя коммунизма. Если бы не это излишнее рвение цензоров, многое в стране могло сложиться по-другому. Есть откровения многих диссидентов, которые признавались, что вся их жажда свободы была по сути жаждой чтения запрещенных или полузапрещенных книг.

Мне думается, что это один из немаловажных факторов, который и привел, в конце концов, к развалу великой империи. Мы изрядно пресытились лозунговой литературой. Люди хотели читать разных авторов и размышлять над различными точками зрения. Но это, с одной стороны, а с другой, цензура оберегала народ от шовинистических идей, порнографии, религиозной розни, а также дешевого пустого чтива. Зато классическая литература всего мира была под руками: в библиотеках, на книжных полках – и помогала давать такое образование, о котором мы сегодня можем только мечтать.

Но вот в мир пришло чудо из чудес – интернет, не оставив от цензуры камня на камне. Народ буквально умом тронулся – где правда, где ложь, кому верить? Посыпались взаимные оскорбления, вплоть до ненормативной лексики. Возникло ощущение, что люди соревнуются, кто кого больше оплюет, обманет и ведь некому, по сути, остановить этот поток скабрезности и лжи. 

Государства всполошились и стали блокировать неугодные сайты, да только ничего особенно действенного не получается. Ложь как перла из всех щелей, так и прет, просачивается, находит лазейки и, что самое страшное, развращает умы. 

На мой взгляд, пришла пора разоблачений. Нет, есть, конечно, законы, запрещающие оскорбления, распространение заведомо ложной информации, но этого мало. Пора положить конец всемирному потопу фейков. Я далек от мысли, что можно и нужно реагировать на каждый фейк, но на те, что сеют панику, национальную рознь, следует реагировать мгновенно, а в средствах массовой информации, создав не сиюминутные, а большие программы под таким названием, например, «Стоп – фейк» или «Разоблачение», или еще как… 

Сейчас в мире идет идеологическая война, где все средства хороши. И хотя пик ее, похоже, пройден, но массы продолжают зомбировать. Расчет, безусловно, на молодежь. И если мы выиграем эту войну, победим в любой.