Середина осени. Не припомню такой погожей, спокойной и златогривой. Сама матушка-природа настраивает на благостный лад человека: наслаждайся тебе отпущенным теплом и красками, которые не повторил да и не повторит, как бы ни пытался, ни один талантливый живописец.
Иной человек как венец природы, к сожалению, сам с собой не в ладу. И эта осенняя благодать лишь раздражает его ранимую психику. Он как рассуждает: почему так необыкновенно красиво вокруг, когда у него на душе скребут кошки? И плюхаются одна за другой наземь с верхних этажей многоэтажки пустопорожние поллитровки, и затуманиваются в окне прекрасные образы бабьего лета. Оно где-то там само по себе, не причастное к состоянию впавшей в глубокую депрессию одинокой души. Та обрекла себя на самозаточение.
Такое может случиться с каждым. И наверняка почти каждый хотя бы однажды чувствовал внутреннее опустошение, замыкался в себе и никого к себе не подпускал. Для меня всегда было странным, что осень, как унылую пору, принято считать рассадником депрессии. Как будто только именно в этот «плаксивый сезон» нас подстерегают несчастья, злоключения, переживания из-за неразделенной любви… Но ведь это не так.
Мужчины впадают в депрессивное состояние реже, чем женщины. Кроме того, представители сильного пола не склонны придавать серьезного значения этому недугу. Да и врачи выявляют его у них не так часто, как у женщин. Между тем, по данным ВОЗ, в мире страдают депрессией свыше 300 миллионов человек, то есть каждый пятый житель планеты. И вот что еще любопытно. Оказывается, наша речь может выдать, что с нами что-то не так. Американские ученые приспособили уже искусственный интеллект, способный выявлять депрессию у человека. Назван даже продукт, провоцирующий ее симптомы. Кто бы подумал, но это овсянка быстрого приготовления.
Многие по старинке пытаются самостоятельно справиться с болезнью, вовсе не считая ее таковой. В этом смысле медвежью услугу горазды оказать шарлатаны от психиатрии. Такие «знахари», к сожалению, у нас так и не перевелись. А ведь если депрессия – это болезнь, то ни у кого, кроме врача, нет юридического права и близко подходить к людям, страдающим ею. И потом, белорусы чаще иностранцев не доверяют антидепрессантам. Игнорировать их не стоит, но и полагать, что такие пилюли раз и навсегда устранят душевный недуг – верх самонадеянности. Медпрепараты – не семечки. Их тоже выписывает врач. А то ведь налузгавшись бог весть чего и в неопределенных дозах, можешь навредить себе больше, чем плутая в мрачных лабиринтах психики.