Прекрасно помню свой первый день независимости. Обеденным часом воскресного дня поезд мчал меня в Гродно. В окошко махали родители, сестра. Я плакала. Мне не было страшно. Я лишь горько осознавала, что жизнь – череда неотвратимых событий.

С поступления в вуз началась моя борьба за независимость. Я стала свободно распоряжаться своим временем и деньгами. Выживать на стипендию, кстати, никак не удавалось: помогали родители. Так что зависимой материально я всё-таки была. Но вскоре и в этом смысле навсегда решила стать самостоятельной. На несколько лет меня поглотила психология самодостаточности, не принесшая ничего, кроме горьких разочарований.

К счастью, женщины добились значительных успехов в том, то касается равноправия. Теперь мы имеем право учиться, работать, голосовать и быть избранными. Женщины более сотни лет боролись за то, чтобы иметь право самостоятельно распоряжаться деньгами, собственностью, открывать счета в банке, да хоть бы подавать на развод первыми. Только представьте на секундочку, что было бы, если бы вас эти прав лишили? Полная зависимость.

Кроме возможности работать, строить карьеру, управлять бизнесом, занимать руководящие должности, мы имеем полное право растить детей, вести быт, откладывать на отпуск для всей семьи, стирать, готовить завтрак, обед и ужин, гулять с собакой. Головокружительные успехи на работе перестали значить, что ты сильная и независимая. Теперь ты такова, если кроме этого у тебя с комфортом обустроен быт, ты умеешь готовить пять фирменных блюд, дети – образец в школе, муж сыт, хорошо одет, обут, энергичен. Иначе до сильной и независимой половинки еще не дотягиваешь. Надо еще чуть постараться.

Так или иначе, мы живем в очень интересное время. Старые гендерные стереотипы разрушены, но новые еще не сформированы окончательно. Еще не выработаны модели и нормы поведения, в том числе и внутрисемейные. Парадокс в том, что женщины, усвоив мужские правила поведения, всё же хотят, чтобы к ним относились как к женщинам. Сейчас, по большому счету, нет стандарта поведения, нет правильного и неправильного. Хочешь быть зависимой – пожалуйста, независимой – и для тебя кое-кто найдется. Мы, и мужчины, и женщины, теперь можем выбирать. А равноправие как раз заключается в праве выбора, по какой модели строить свою жизнь, свою семью. У женщины должно быть право работать, если ей необходимо это для самореализации, и должно быть право полностью посвятить себя семье, если ей кажется, что именно в этом ее призвание.

Очень важно понимать свои реальные потребности и принимать их, строить свою жизнь не в угоду обществу или окружающим, а в соответствии со своими ценностями. Сегодня у нас с молодым человеком общий бюджет. Родители по-прежнему иногда дают мне деньги, но я чувствую себя полностью независимой.