Все мы, и те, кто учился в СССР, и те, кто после перестройки сидели в классе по двое за одной партой. Это казалось привычным, и ни у кого не возникало вопроса: почему так? Однако позже, когда появилась возможность познакомиться с западной культурой поближе, многие заметили, что в США и Европе дети в школах сидят за отдельными партами.
Сохранившие симпатию к коллективизму считали, что это неправильно, таким образом Запад растит и воспитывает эгоистов. На самом же деле многие ученые и психологи утверждают, что именно такой порядок обучения считается правильным. Они уверяют, что школа – это источник стресса для ребенка, а отдельное учебное место обеспечивает его личным пространством, минимизирует психологическое напряжение, снижает вероятность списывания. Помимо этого, ученик не отвлекается на соседа, работает самостоятельно и более внимательно слушает преподавателя.
В Российской империи, как и во всем мире, ученики долго сидели на лавках с дощечками в руках либо за одним длинным столом. Никакой специальной школьной мебели тогда не существовало. Эту проблему решил Федор Эрисман, который практиковал офтальмологию. По ходу работы он заметил, что зрение учеников к выпускным классам часто снижается, и опубликовал статью «О влиянии школы на происхождение близорукости». После чего придумал первую конструкцию парты, которая была названа его именем. Она представляла из себя одноместную лавку и стол с наклонной столешницей, которые были скреплены друг с другом. Вскоре эти парты, по указу Александра II, стали устанавливать во всех школах.
За такой же партой сидел и петербургский студент Петр Коротков, впоследствии вступивший в ряды революционного движения «Земля и воля», за что был отчислен и сослан на Урал, где получил работу учителя. Он увидел, в какой тесноте и нищете учатся уральские школьники, и придумал новую двухместную парту, которая экономила место в классе и позволяла делить один учебник на двоих.
По сути, двухместная парта стала следствием бедности сельских школ, а не каким-то революционным продуктом, способствующим развитию ребенка. Думаю, не стоит и говорить, что в Советском Союзе такие понятия, как личное пространство и психологические границы, вообще не существовали. В то время когда люди жили в коммуналках, а личная жизнь была предметом обсуждения на общих собраниях, речи об одноместных партах и быть не могло. Советский ученик – это человек с крепкими нервами, лишенный предрассудков, который с малых лет учился жить в коллективе, делил с соседом по парте невзгоды и радости, помогал и сам рассчитывал на помощь. Так, со школьной скамьи и складывались принципиальные устои общества. На Западе это индивидуализм и личная свобода, у нас – коллективизм и сплоченность. Возможно, поэтому сегодня нам близко понятие «человек человеку – брат», в отличие от Запада, где люди оберегают свое личное пространство слишком уж ревностно.
Я не собираюсь спорить с психологами, но и не вижу необходимости реформировать школьные классы и ставить парты-одиночки, тем самым ограничивая школьников от соседского общения. Ведь у многих с общей парты началась близкая дружба, которая длится и по сей день.