Стремительное падение Дамаска и не менее мгновенное бегство из столицы Сирийской Арабской Республики ее президента Башара Асада немногим более недели назад задало нелегкую задачку российской политической элите.
Еще бы. Москва вкладывала солидные барыши в эту страну, расквартировав там две военные базы – военно-морскую в Тартусе и базу ВКС Хмеймим. Продвижение террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» Мухаммада аль-Джулани – отъявленного джихадиста выглядело дерзким, осмысленным и глубоко продуманным. Наверняка этот поднаторевший на террористических вылазках головорез, прошедший школу «Аль-Каиды» против правительственных войск сына Хафеса Асада, правившего в Сирии до 2000 года, прощупал его оборонные бреши. На поверку же воины-асадовцы оказались не готовыми противостоять маршу вооруженной оппозиции. Поддержки авиации ВКС России, бойцов шиитской организации «Хезболла» и подразделений иранского «Корпуса стражей исламской революции» оказалось недостаточно. Откровенно слабая армия Башара Асада не сдержала кинжальный удар противника. Уже после захвата боевиками Пальмиры, Алеппо, Хамы стал очевиден никчемный защитный барьер от боевиков «Аль-Каиды». К исходу 8 декабря была, по сути, предрешена бренная судьба Дамаска. Та стремительная последовательность событий напомнила мне украинский госпереворот. Он, конечно, заметно уступает в скоротечности сирийскому, но как будто бы сделан под копирку с точки зрения режиссуры. В том, что она заокеанская, у меня нет сомнений.
Столицу Сирии сверхтайно с семьей покинул Башар Асад. Вряд ли кто сегодня осмелится предсказать, чем обернется для Сирии молниеносный джихадистский наскок. Такое впечатление, что ее президент был готов к наихудшему развитию событий. А ведь он четверть века уверенно правил республикой и в мгновение ока оставить ее на произвол сборищу разноплеменной «Аль-Каиды»? А в том, что Дамаск брали радикальные исламисты именно этой широко разветвленной по свету паучьей своры, у известного политолога Евгения Сатановского, например, нет сомнений. Более того, Сирию он считает территорией, на которой действуют разные вооруженные группировки. Отдельные, как махновцы, сами по себе. Некоторые при поддержке внешних спонсоров в лице Турции и Америки. Кстати, без турок весь этот джихадистский блиц-криг тоже не обошелся. Обращает на себя внимание в связи с этим откровенно алчное субботнее заявление президента Турции Реджепа Эрдогана: «Города, которые мы называем Алеппо, Идлиб, Дамаск и Рикка станут нашими провинциями, как Антеп, Хатай и Урфа!» Еще он пообещал пересмотреть итоги Первой мировой войны и присоединить сирийские территории, которые раньше были османскими, к Турции. Так что роль Эрдогана в сдаче Асадом Дамаска на милость противнику весьма высока. А с учетом неуемных аппетитов турецкого лидера, ловко воспользовавшегося в своих интересах атакой боевиков почти по всему сирийскому фронту, она, на мой взгляд, исключительно высока.
А что же Россия? Ее руководство готово сотрудничать с любой властью в Сирии, которая будет представлять интересы народа. В свою очередь, тамошняя вооруженная оппозиция уведомила Кремль, что готова поддерживать контакты с российской стороной. В том числе по сохранности военных баз. Сложная и переменчивая обстановка в такой большой и разнообразной стране, как Сирия в ее настоящем измерении не дает абсолютно никаких оснований утверждать, что нынешний сирийский узел, сплетенный из джихадистской веревки, не без участия «коллективного Запада» будет легко развязан во благо коренных сирийцев.