слащев.jpgВ 2011 году Президент республики на встрече с членами Союза писателей Беларуси сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книге. Для меня катастрофа то, что происходит сегодня. Я страшно боюсь потерять книгу. Для меня нет ничего ценнее книги».

В те годы интернет уже начал овладевать умами людей и книга становилась как бы ненужной. Это тревожило Главу государства. В мире же, в ответ вызовам интернета, возникло такое явление, как «Буккроссинг» – обмен книгами. Не обошло оно и Беларусь. Везде: в кафе, барах, учреждениях, библиотеках и других общественных местах – нашлись уголки, где люди могли запросто оставить прочитанные издания и выбрать любую другую книгу. Даже в городском парке стояли аккуратно сколоченные домики, куда горожане клали прочитанную литературу. Особую роль играли библиотеки. Именно туда читатели несли большую часть своих книг.

Последнее время буккроссинг как-то вышел из моды и сохранился лишь в малой части библиотек города. Но и эти тлеющие угольки просвещения скоро погаснут. Вернее, их погасят. Кому-то не нравятся столики и ящики в библиотеках, где лежат старые издания – всё должно быть аккуратно и красиво. Это бесспорно, но ведь такие уголки не портят, а украшают читальни. Читатель, он-то как раз против ликвидации обмена книгами в библиотеках. К чести россиян надо сказать, что у них буккроссинг остался не только в библиотеках, но востребован также в школах. Даже существуют специальные разработки по оформлению таких уголков.

Именно там читатель имеет возможность найти литературу для себя, для детей, для внуков. Причем издания редкие, которых уже нет в продаже, – наследие СССР. Мемуары генералов, фронтовиков, партизан, история родного края, детские книги в тонких переплетах, от которых до сих пор щемит сердце, насколько они были светлыми и добрыми. На них выросло не одно поколение. Нельзя забывать, что страна под названием СССР была самой читающей в мире, и книг в любой семье было предостаточно. Люди гордились своими библиотеками. 

Теперь эти издания им уже некуда будет нести, разве что на приемный пункт макулатуры или на свалку. А разве там им место? Многие библиофилы мечтают иметь полные собрания сочинений любимых авторов. В СССР такие академические собрания выпускались, и чтобы получить подписку на них, люди стояли ночами в очередях. Теперь же выходят лишь избранные сочинения классиков.

Надо заметить, что кино, в отличие от литературы, позволяет нам лишь следить за действиями персонажей, в то время как книга заставляет сопереживать. По моему глубокому убеждению, это совершенно разные виды искусства. И как сказал Драйзер: «Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, в большей мере, чем из самой жизни». Люди должны также помнить и слова Вольтера: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». 

Нет, официально никто не требует ликвидации буккроссинга, но руководство библиотечной системы города не хочет, чтобы подержанные книги находились в залах библиотек. Рекомендуют перенести их в предбанник, перед самым входом. Тут возражают сами библиотекари: тогда они не смогут следить, какая литература появится там. Нельзя забывать, как писал Филдинг: «Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи».