Вынесенное в заголовок словосочетание принадлежат зампредседателю Совета безопасности РФ Дмитрию Медведеву. В своей колонке в «Известиях» Дмитрий Анатольевич рассуждает о причинах нынешнего геополитического кризиса и залоге сохранения будущего для всего мира.
Что и говорить, тема, как частенько сейчас изъясняются многие, глобальная. Мир действительно вступил в самую, пожалуй, взрывоопасную стадию турбулентности со времен Второй мировой. Даже Карибский кризис 50-х ХХ века в сравнении с нынешним положением был менее страшен. Ну хотя бы потому, на мой взгляд, что шел спор между двумя идеологическими противниками, ядерными супердержавами – США и СССР. Тогдашний американский лидер Джон Кеннеди был куда более осмотрительным как в военном, так и в целом геополитическом плане, нежели его советский коллега Никита Хрущев. Не стану рассуждать, кто из них в ту пору роковую оказался матери-истории и в целом планете Земля ценен более, но в силу своих харизматических завихрений Никита Сергеевич (не путать с Михалковым) при случае мог шандарахнуть не только увесистым кулаком по трибуне ООН, но и показать заокеанскому сопернику грибообразную кузькину мать. Обошлось. Рассосалось. А ныне?..
А ныне после распада СССР как своего рода мощной социалистической империи, просуществовавшей без малого 70 лет, пошли такие тектонические процессы, что диву даешься тому, сколь относительно мягко почила та в бозе. Собственно, таков удел всех империй, рано или поздно обреченных на падение: был конец Древнеримской, Византийской, могущественной Британской. Точно так же закончили Османская, Арабский халифат, Чингисхан… Безусловно, прав Дмитрий Медведев в колонке «Точки невозврата», утверждая: «Умирает большая страна – начинается война». Так было в прошлом не раз. Так могло произойти и 30 лет назад, но, прямо скажем, пронесло. А грянуло совсем недавно относительно исторического масштаба. Хватало горячих точек на обломках постсоветского пространства, но чтобы снова так явственно забрезжили на горизонте жуткие очертания ядерного гриба, чтобы восточный фланг Североатлантического альянса был вооружен по последнему слову техники, чтобы 22 тысячи натовских солдат бряцали оружием в Польше и странах Балтии, такого еще не было. Присовокупите сюда еще пещерную русофобию США и всего коллективного Запада и выйдет вам, как говаривал главный герой Сергея Машкова в «Ликвидации», картина маслом. Вот только в больно тревожных тонах она. Весь хрупкий мир следит, затаив дыхание, за этой драмой, а по существу, борьбой Запада против русской цивилизации. В условиях, когда десятилетиями выстроенные основы миропорядка превращены гегемоном так называемого демократического мира в прах, время, установленное в Часах Судного дня (за 90 секунд до полуночи), представляется мне уже беспрецедентно катастрофическим. Вероятность выхода конфликта из-под чьего-то контроля остается крайне высокой. Хватит ли в этот раз взирающим по привычке с чувством превосходства свысока на Россию и Беларусь разномастным англосаксонским политикам остатков серого вещества, чтобы узреть в этом милитаристском бреду бездну Апокалипсиса и отшатнуться? По крайней мере та самая, упомянутая мной спокойная мощь, которую демонстрирует ныне Россия, дает миру шанс.