Как давний «сообщник» в соцсетях даже вдали от Гродно регулярно просматриваю хронику областного УВД. Один из мартовских постов – «Взрослые покупают несовершеннолетним алкоголь» – дал повод для размышлений в газете.
Когда в сводках мелькают подростки, ставшие в нетрезвом виде жертвами или виновниками происшествий (бывает и откровенной уголовщины), то первым делом возникает вполне закономерный вопрос: где взяли пойло? Уж извините за дисфемизм… Но от самого факта не открестишься, и единственным смягчающим обстоятельством в попустительстве взрослых может быть кража или грабеж. Читаешь потом сообщения вроде: «У праздно шатающегося гражданина А. подростки вытащили из-за пазухи початую бутылку водки, распили ее на ступеньках ночного клуба В., после чего решили покататься на машине гражданки С.». И это не математическая задача с тремя неизвестными, а скорее антиутопия с закономерным финалом, который лучше оставить за скобками.
Но чаще раздобыть выпивку удается без криминала. Были бы деньги, а схема проста:
– Дяденька!.. (Легонько дернуть за обшлаг). Тятьку нашего лиходеи убили, мамка больная, жизнь совсем темная. Купи нам, Христа ради, полторашку светлого…
Слова, конечно, немного другие, но глаза абсолютно те же – из школьной программы по русской литературе для 9 «А». И дяденька, зачарованный ими, будет в этой ситуации абсолютно не прав, если поведется и купит подросткам вино или пиво. И наложат на него штраф, если застукают, по статье 17.4 КоАП Республики Беларусь в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Будет ли прав подросток, который попросил? Ответ, вроде бы, тоже очевиден. И он должен алеть сквозь брюки формой пряжки отцовского ремня, а еще лучше – крепко сидеть в голове спокойным и доходчивым словом, но… Не в каждой семье, к сожалению, глава признан авторитетом по причине всё той же славянской болезни, наблюдая которую изо дня в день, отрок может вполне резонно заметить:
– Ты, батя, на себя посмотри…
Но корень зла зарыт всё-таки глубже, и трижды не прав родитель (старший брат, дядя, дедушка), сорвавший однажды стоп-кран – налил сыну или дочери первую рюмку. Вторую и последующие подросток уже нальет сам.
Утрирую, конечно, но возле каждого магазина наряд не поставишь, и за каждым «дядей» не уследишь: откажет один, отвернется другой, а третий купит.
Чтобы изменить сознание, нужны долгие десятилетия. Причем на фоне стабильной динамики в социальной сфере, экономике, культуре… И в этом контексте не стоит давать советов «космического масштаба и космической глупости». Но вот поместить в винно-водочных отделах выдержку из статьи 17.4 КоАП РБ было бы уместно. А если передать фамилии и фотографии привлекавшихся по этой статье в магазины по месту жительства с рекомендацией спиртное не продавать, то месть получится.