Поляки в этом смысле проявили незаурядную прыть антисоветского вандализма. Они первыми из стран бывшего соцлагеря начали крошить монументы в честь тех, кому они по гроб обязаны своим освобождением от поганой нацистской чумы. Опередили Эстонию, Латвию, Литву, Украину и другие страны. Вандальная борьба продолжается уже более десяти лет. В черном списке польского Института национальной памяти, кстати, постоянно обновляемом, значатся сейчас почти сотня монументов. Само название учреждения, заметьте, призванное сохранять эту самую память, вытравливает ее из сердец грядущих поколений. По оценке издания «Речь Посполита», из более чем 560 мемориалов официально ликвидировано свыше 470. Круто отплясались черти в декоммунистическом раже, взопрев, поди. А что, коли есть с кого брать пример. Украинская нацистская шваль с тем же юродством и остервенением сносила и сносит не только советские символы, но и всё, что хоть сколько-нибудь отражает русскость. Попавший в опалу язык Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова приравнен там к вредоносному. И «це» в стране, претендующей пополнить ряды так называемого просвещенного Евросоюза?
Поразили своим манкуртизмом власти Казахстана. Там всё чаще начали демонтировать памятники советским вождям. И вот что странно: в отличие от многих других республик Советского Союза в Казахстане и спустя 30 лет с момента провозглашения независимости к реликвиям прекрасной эпохи, по выражению Бродского, большинство коренного населения хранит почитание и интерес. Впрочем, хватает и тех, кто открыто призывает избавиться от монументального наследия якобы тоталитарного прошлого. И число таковых растет. Причем переосмысливают историю в угоду неким национальным приоритетам и на государственном уровне. Зачатки восточной сдержанности казахов не позволяют им в этом деле рубить сгоряча, как, скажем, полякам с прибалтами. Тем не менее факт остается фактом: в стране только за двадцатилетие независимости демонтировали 341 памятник Владимиру Ленину. Их просто переносили на задворки, а на центральных площадях возводили монументы национальным героям. Вы могли бы представить нечто подобное в отношении исторических символов в Беларуси?
Утвердившаяся в Казахстане мягкая декоммунизация скорее всего объясняется желанием местных администраций избежать межнациональных конфликтов. И в этом опять же четко просматриваются мотивы восточного менталитета. А наибольшую лояльность власти этой страны проявляют к монументам и мемориальным комплексам героям Великой Отечественной войны, что, разумеется, не может не радовать на фоне оголтелой неонацистской вакханалии на Украине. Около десятка установленных с 1991 года памятников советским воинам, офицерам и полководцам, сражавшимся с фашистской гидрой, только в Алма-Ате – наглядный пример того, что казахи выдержали жестокий натиск антисоветской пропаганды. Правда, мне не совсем понятен такой историко-риторический вывод из уст президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева: «Казахстан сыграл ключевую роль в снабжении армии. Девять из десяти пуль были отлиты из казахстанского свинца. Другими словами, наш вклад в достижение Победы очевиден».
Странная логика в присвоении исключительных заслуг в разгроме фашизма. Если следовать ей, то нашу Великую Победу как общее героическое достояние советского народа легко растащить по национальным широтам. А ведь она и спустя 80-лет для нас, рожденных под мирным небом в СССР, одна на всех. Только мы, белорусы, нисколько не стыдимся советских символов.