«Я точно проживу в любом месте. Но мне хотелось бы прожить здесь». Это слова Кати Аверковой, молодого белорусского режиссера. И сказаны они не о столице и даже не о маленьком городке. Они – о деревне, в которой живут 36 человек.
Местечко называется Белая Церковь и расположено в Витебской области вблизи Череи. Катя поселилась в деревне с коллегой режиссером Матвеем Сабуровым. Там они стали организовывать фестивали ремесел и архитектуры. Белая Церковь стала одной из главных творческих резиденций Беларуси.
Почему сегодня, когда, кажется, вся жизнь сосредоточена в городах, человека вдруг тянет в глубинку? Почему он готов отказаться от удобств, материального комфорта, доступности любых услуг и развлечений ради старого домика, свежего воздуха и кукареканья петухов по утрам?
Всё дело в явлении, которое современные психологи называют дауншифтингом. Рано или поздно человек устает быть потребителем. Доступность всего дает возможность пользоваться благами городской жизни без осознания, насколько они ему нужны. Жизнь превращается в игру по стратегии «спрос – предложение», и мы уже не можем выйти из бесконечного круговорота потребления.
Сегодня всё чаще стали говорить о так называемом синдроме эмоционального выгорания. Не помню, чтобы о таком состоянии упоминали 15, 10 или даже 5 лет назад. Зато сейчас я слышу об этом от каждого второго ровесника. От людей, которым двадцать лет. Уставших от жизни. Выгоревших.
Наверное, это состояние и побуждает современного человека задуматься, насколько он не приспособлен к городской жизни. Жизни в квартире-коробочке, к жизни по будильнику и расписанию в ежедневнике, пробкам на дорогах и очередям в магазинах, которые не сделают нас лучше или хуже, а просто повысят благосостояние.
Деревня же рождает в человеке спокойствие. И дело даже не в свежем воздухе или кукарекающих петухах. Дело в том, насколько свободным от забот (по большей части бесполезных) чувствует себя там человек. Как-то одна деревенская женщина мне сказала: «Утром я выхожу из дома, вдыхаю прохладный воздух, собираю урожай, который приносит мне моя земля. В этом – мое счастье...»
На следующее утро мы вышли с ней вдвоем. Трава блистала росами, а в поле, залитом рассветным солнцем, селяне выгоняли коров на пастбище. Мы взяли корзины и пошли собирать яблоки, пахнущие медом...