татур.pngС 1 ноября вступил в силу Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», подписанный Президентом Беларуси в начале этого года. Намедни аналитики уверяли, что проблем не будет ни с ценами, ни с подачей машин, однако сегодняшние реалии убеждают в обратном – тарифы поднялись, а вызвать машину даже не в час пик стало довольно затруднительно.

Беда в том, что в стране отсутствует здоровая конкуренция в сфере пассажирских перевозок. Неудивительно, ведь 90% рынка монополизировала иностранная компания «Яндекс». Обладая внушительными средствами из различных источников дохода, корпорация быстро и уверенно захватила белорусский рынок в 2014 году, выдавив более трех десятков служб такси. В октябре этого года МАРТ официально признал сервис «Яндекс Go» монополистом, сообщив об этом на своем сайте и государственном телеканале.

Десять лет назад приход «Яндекса» вслед за службой такси «Uber», встретили едва ли не овациями. Еще бы, ведь компания со старта заявила о себе бессовестно низкими ценами, новыми ухоженными автомобилями и, конечно же, бесплатным приложением, предлагающим заказ и оплату такси, оценку перевозчика, отслеживание машины в реальном времени, доставку продуктов и прочие удобства. Однако эйфория была недолгой. 

Всё дело в том, что «Яндекс Go» является электронной платформой, и в нашей стране специально для подобных компаний были внесены изменения в законодательство: сервису разрешили быть «информационным ресурсом» с программным обеспечением, позволяющим принимать и передавать заказы на перевозку пассажиров. Несмотря на то, что Минтранс называет «Яндекс» диспетчером, сама компания упорно не принимает этот статус, позиционируя себя агрегатором. Так и есть, ведь согласно нашему законодательству, не являясь диспетчером такси, все средства за перевозки сначала поступают агрегатору. Он оставляет себе комиссию 20-27% и только после этого перечисляет деньги перевозчику. Также агрегатор не защищает права пассажиров и не рассматривает претензии, т.е. находясь в таком статусе, компания практически ни за что не отвечает, а является всего лишь платформой, посредством которой потребитель может заказать услугу, а далее вся ответственность ложится на перевозчика.

Впоследствии самым большим разочарованием для пользователей в работе сервиса стало приложение. В Сети появились многочисленные отзывы о том, что с привязанных банковских карт по окончании поездки списываются суммы большие, чем указано в приложении, либо вообще снимаются деньги за неподтвержденные заказы. Техподдержка на обращения не отвечала сутками, а в итоге предлагала обратиться в свой банк. Но настоящие проблемы начались после очередного обновления приложения, когда оно, обретя некий интеллект от ушлых программистов компании, принялось регулировать цены по своему усмотрению, окрестив проделку «повышенный тариф». Соответственно неадекватные цифры в первую очередь выскакивали в утреннее и ночное время, в часы пробок, в дождь, снег, туман и гололед, а то и без всяких причин, видимо, когда приложению становилось скучно. Не так давно МАРТ обратился с требованием к «Яндекс Go» предоставить алгоритм расчета повышающего коэффициента исходя из математической модели, заложенной в программное обеспечение.

Сдается мне, что конгломерат выкрутится и будет дальше свободно чувствовать себя в этом бизнесе. Ситуацию сможет изменить лишь одно – появление государственного национального оператора на рынке пассажирских перевозок.