шатыренок.jpgЖизнь, случай или судьба свела меня с талантливым поэтом Владиславом Артёмовым, главным редактором журнала «Москва». Сам он родился в Беларуси, учился на журфаке в БГУ, но выбрал литературу, закончил литературный институт, сейчас он доцент кафедры литературного мастерства, давно обосновался в Москве, состоялся как современный российский поэт.

Его поэзия отмечена большим талантом, в простоте и гармонии его строк заключена редкая красота, богатство языка, а это особый знак дарования. И еще. В творчестве В. Артёмова органично соединилось белорусское и русское начало, мама у него белоруска, учился он в сельской школе, отец из Курска.

Русская классическая литература, как и современная российская, традиционно богата талантами. Есть конкуренция: отбор в солидные журналы проходят лучшие из лучших. В России работает книжный рынок, существует и такая схема – по публикациям в литжурналах охотники за талантами отбирают лучших для своих издательств, потом на книжном рынке продвигают новые имена, издательства не работают себе в убыток. 

Много думаю: «Можно ли прийти в литературную профессию с черного хода?» В любую другую, пожалуйста, еще сильно кумовство, землячество, так называемое «по знакомству». 

В советские времена существовала целая система роста молодых авторов. Юный поэт уже со школы публиковался в молодежных изданиях, потом как правило выбирал профессию филолога или журналиста, продолжал публиковаться в столичных изданиях, собирал свои публикации. Получал профессию, связанную с работой в редакциях. К 25 годам несмело приходил в офис союза писателей, старшие товарищи по литцеху оценивали его труды, принимали в союз писателей с испытательным сроком. Потом молодому поэту выдавали рекомендации в творческий союз, он становился полноправным членом, и здесь его ожидал приятный сюрприз – издание первого сборника. Книги в СССР издавались только при наличии у писателя красной членской книжки. Ежегодные литературные курсы в Москве, творческие семинары, встречи с шахтерами, подводниками, командировки на Север и в Среднюю Азию, поездки по Союзу, Армения, Литва, Узбекистан…, обмен делегациями. Накапливался опыт, молодые поэты близко знакомились, жили в общежитиях, начинали переводить друг друга, издаваться в союзных республиках, получали хорошие гонорары, на которые можно было безбедно жить.  Писательский союз был малочисленным, своеобразным профсоюзом, поддержкой и социальным лифтом: решались все вопросы с квартирой, отдыхом, детскими садами, профилакториями. Литфонд был денежной кассой, существовал с отчислений от многотысячных тиражей писателей. Так начинался творческий путь в большую литературу.

 Сегодня в литературу может прийти любой человек с улицы и в любом возрасте, даже самом древнем, издав за собственный счет несколько книг. Он может и не знать о существовании литжурналов, и том узком горлышке, через которое проходят отбор литературные произведения, и никогда там не публиковаться. Сужу по тем книгам, которыми, к сожалению, заполнены наши книжные магазины, мой личный приговор – местечковость и высокое самомнение авторов. И еще отсутствие критики и строгих критериев.