Историю непростых взаимоотношений взрослых и детей поведал умудренный опытом мужчина, знающий цену деньгам, и то, что они могут сделать с человеком, будь их у него много или же при отсутствии оных.
Не секрет, что от наличия, будем говорить «капитала», зависит благосостояние человека. Дети рано знакомятся с товарно-денежными отношениями. Моя внучка, выбирая вкусняшки, всегда смотрит сколько и что стоит: «Дорого…», – бормочет, взглянув на ценник. Я убеждаю ее, что смогу купить сладость, что мне по карману, но она непреклонна: «До-ро-го!!!»
А история такая: у мужчины тоже есть внучка, и до шести лет для нее было главным, что дедушка приходил рассказать ей сказку, порисовать, придумать интересную игру… Потом начались походы за сладостями. Он часто покупал ей чипсы, кукурузные палочки, и она делилась ими с детишками. Таким нехитрым способом он перезнакомил между собой всех.
А началось с того, что однажды в магазин с ними пошла девочка. Мама дала ей небольшую сумму на шоколадку. Денег не хватило. Девочка стояла, считала денежку, но было мало… Она была такой растерянной, чуть не плакала… Мужчина улыбнулся, взял шоколадку и подложил ее на кассе к тем сладостям, что выбрала внучка. Денег, конечно, он никаких не взял с нее, хотя она и протягивала ему их на ладошке.
В другой раз вместе с внучкой в магазин увязались пять подружек, и он всем им купил по мороженому и несколько бутылок напитка. Вроде ерунда, но послушайте, что было дальше. Теперь, когда дедушка и внучка шли в магазин, подружки (если были во дворе) тут же присоединялись к ним, зная, что и их не оставят без внимания. Мужчина улыбается и говорит: «А что? Приходится работать Дедом Морозом! Пока я могу себе это позволить…».
Но последнее время началось такое, о чем он рассказывал с обидой: «Понимаешь, теперь ненаглядная звонит и просит прийти немедленно». Бросаю всё и бегу!!! А во дворе уже стоит она в окружении подружек. Все вместе хотят идти за покупками. Но после похода за вкусняшками я внучке и ее подружкам уже не интересен. «Ладно, дедушка, – говорит она, – ты можешь идти по своим делам…». Выходит, я нужен лишь для того, чтобы устраивать пикники: купил и отвалил. Но меня волнует вопрос: а не используют ли ее подружки в своих, так сказать, корыстных целях? К чему это приведет в дальнейшем? Они теперь уже обособляются. Подошла девчушка к ним и смотрит, как они уплетают сладости. Я посоветовал поделиться с гостьей. Ухом не повели. Правда, внучка всегда мне кусочек предложит: «Дедушка, это тебе…», – скажет, протягивая. Но однажды она достала из сумочки все сладости и разложила на скамейке. Подходит малышка из соседнего подъезда: «Это всё твое?», – спрашивает с завистью. «Да!», – гордо отвечает моя внучка и складывает всё обратно в сумочку и уходит.
– И что ты думаешь делать? Как воспитывать? – спрашиваю.
– Пока не знаю… Думаю для начала сказать, что у меня сегодня нет денег! Если ответит: «Всё равно приходи!». Буду счастлив, что нужен я, а не мой кошелек.
– Ну а если скажет: «Когда будут деньги, тогда и встретимся».
– Не знаю… Помню только то, что сказал режиссер Хаяо Миядзаки: «Жизнь – штука тяжелая, но детям, пока они дети, этого знать необязательно».