«Архитектура – летопись мира. Она рассказывает и тогда, когда уже молчат песни и предания», – писал Николай Гоголь. А что может рассказать архитектура Гродно, который, как известно, старше Москвы?
Несомненно, город наш уникален. Но вездесущая реклама, словно гримаса, портит всё и вся в нем. Вывески, объявления о снижении цен, реклама платьев и парфюма на окнах, стенах, дверях так и лезут в глаза. Вот рядом с памятником Тизенгаузу выстроился ряд самокатов. Ощущение, будто сам Антонио приглашает взять их напрокат. И хотя гродненский староста при Станиславе Понятовском организовал в городе суконную, оружейную, полотняную, чулочную и ряд других мануфактур, это не спасает от нелепости соседства. Чуть ли не впритык к монументу маршала Соколовского установлен рекламный щит «Молочного Мира». Слава богу, что у Вечного огня в парке имени Жилибера никто не решается поставить самокаты, велосипеды, рекламный щит: память о войне глубоко сидит в сознании людей.
Мне нравится, что из центра города исчезли неказистые газетные киоски, появились старинные фонари, что сохранились булыжные мостовые там, где они были. Но реклама всё портит. Она, как мусор, лезет в глаза и требует уборки. У каждой эпохи свои цвет, стиль, дизайн. Даже номера домов на старых зданиях должны соответствовать времени постройки, иначе возникает эклектика. Это всё равно что в вазу с цветами воткнуть гаечный ключ.
Реставрировать здания, конечно, необходимо, но, может быть, и не всегда… Развалины Парфенона в Греции впечатляют именно этим – ощущением всевластия времени. Откуда в нас стремление обновить прошлое? Если Фридрих Шеллинг сказал, что архитектура – застывшая музыка в пространстве, то я бы добавил, что это еще и застывшее время, у которого обязательно есть свой цвет. Взять хотя бы серый из Средневековья – цвет камня, бревен…
Вот отреставрировали Старый замок. Имеет ли его обновленный вид отношение к XIV веку? Замок выглядит ныне как загородная резиденция какого-то нувориши. Решатся ли после этого снять в нем исторический фильм? Думаю, нет. Разве что какую-нибудь сказку о царе Салтане… А ведь раньше наш город был своеобразной Меккой для киношников и всё из-за исторической достоверности старых улиц и зданий. Теперь улицы пестрят названиями магазинов, рекламными щитами, зачастую на английском языке. Почему на английском?
Я бы не возражал против появления на исторических зданиях государственной символики прошлого: на Дворце текстильщиков – герба Советского Союза, двуглавого орла на здании Театра кукол... Это было бы как печать времени.
Возможно, мое мнение небесспорно. Я не перфекционист, но убежден: тот, кто пытается скрыть, стереть, закрасить прошлое, теряет будущее.