Идеально при приеме на работу в сферу услуг сдавать тест на человеколюбие. А за прилавки магазинов, аптек, в комнатушки вахтера, кассах кинотеатров ставить тех, кто не забывает, что перед ним не просто клиенты или покупатели, а прежде всего люди. 
 
Не сосчитать, сколько раз я становилась свидетелем или даже непосредственным участником неприятных разговоров, например, продавца и покупателя. Доводилось даже слышать недовольное бурчание со стороны кассы из-за медлительности бабулечки при выкладке товаров на ленту или нерасторопности тучного мужчины, который пытается найти кошелек в рюкзаке. А уж возмущения в адрес весельчаков-подростков вообще не знает границ. 
 
Такие тоскливые и «душные» люди, к сожалению, в сфере услуг нередкость. Самое ужасное, что ты абсолютно не знаешь, как реагировать: тактично промолчать, попытаться объясниться или, еще хуже, начать ругаться. Конечно, здравый смысл прям-таки подсказывает остановиться на первом варианте, чтобы не портить себе настроение окончательно. Но гордость яростно стучит кулачками и просит немедленно дать сдачи обидчику. И вот адреналин ударил в виски – и ты выливаешь всё, что думаешь о хамоватом продавце, прямо ему в лицо. А он, что вообще не удивительно, только этому рад. Ведь у него на таких, как ты, уже давно иммунитет. Иногда кажется, что они даже специально выискивают в очереди слабое звено и пытаются его как-нибудь поддеть, чтобы разнообразить свой тяжелый рабочий день. Заодно и случайные свидетели развлекаются, решая про себя, на чьей же они стороне. 
 
Недавно поняла, что я подсознательно больше ожидаю невежливого отношения к себе в маленьких магазинчиках. Хотя стереотип, на самом деле, дурацкий. Даже если говорить про небольшую продуктовую лавочку у моего дома: милые женщины работают там уже добрый десяток лет, знают жильцов ближайших домов по имени и видели, как выросло не одно поколение детей. Им я улыбаюсь и киваю даже вне стен магазина, и это, надо сказать, всегда взаимно. А вот не так давно стала жертвой дрянного характера консультанта в салоне свадебных платьев. Казалось бы, это место, где царят любовь и романтика, где люди должны работать соответствующие. Это же мечта – каждый день видеть счастливых невест и слезы радости их родителей. Но нет, за час, проведенный там, продавец в грубой форме выразила сочувствие по поводу моих нестандартных форм. Ну да, я не соответствую общепринятым образцам. Но мне комфортно в моем теле. И почему за это я должна краснеть?
 
Не буду лукавить: и среди покупателей встречаются те, кто способен испортить настроение даже самому уравновешенному человеку. Из личного опыта скажу, что таких намного меньше, чем благодарных и вежливых клиентов. А если постараться быть приветливыми и улыбаться, то вообще можно увидеть, как меняется отношение к вам. Стоит пожелать дамочке за прилавком хорошего настроения, так она тут же превратится в милашку.