В последнее время «Девочка с персиками» не дает мне покоя. Сегодня она вновь напомнила о себе. На больничной койке. Мне приснились отчий дом и иллюстрация этой картины русского живописца Валентина Серова, которая неизменно висела у нас на стене в комнате. «Девочка» всегда «присутствовала» в моей детско-юношеской жизни, всегда была рядом. Ею любовалась, с нею разговаривала. А гости, приходящие в наш дом, категорично заявляли, что мы с ней очень похожи.
Тогда я этого не понимала. Но сегодня, с высоты прожитых лет, обнаруживаю заметное сходство той двенадцатилетней девочки (которой была я) с подростком Верой, дочерью русского мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова. При большом внешнем сходстве с ней я была спокойной, уравновешенной и внимательной. В то же время очень легкой, светлой и почти воздушной. Сейчас это сложно представить.
Вряд ли кто-то из современных мальчишек и девчонок знает о существовании репродукции. И о других шедеврах отечественного и мирового искусства тоже. В качестве эксперимента показываю картину «Девочка с персиками» сыну своего племянника. Результат неутешительный. Разговор об искусстве с тинейджером не получился: «А зачем мне это надо? Я же не собираюсь в Академию художеств поступать!» А для себя? Для своего развития? Для души, наконец? Есть, конечно, среди молодежи умники и умницы. Но они как-то затерялись на полях равнодушия к искусству, в среде его невостребованности. Наблюдается полное культурное затмение. Жаль, что и такой красивый школьный предмет, как «Мировая художественная культура», прошел мимо их сознания. В наше время уроков по МХК вообще не было, а знали мы гораздо больше. Искусство, музыка, литература обсуждались нашим поколением в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Вся эта информация хорошо запоминалась и западала в душу надолго.
Грустные дни, когда культурная жизнь в стране была отключена, словно чайник из розетки, закончились. С виртуальными экскурсиями по музеям можно попрощаться, чему все несказанно рады. Открываются новые горизонты и перспективы. Хотя по-прежнему у молодых людей (и не только) мерцают экраны планшетов и гаджетов. Не спешат они на живые встречи с искусством. И для многих из них, к сожалению, высшим его проявлением являются нательные изображения, которые активно пропагандируются во всех модных молодежных шоу-программах.
Сегодня, вероятно, происходит всё более заметное смещение вечных ценностей в сторону их обесценивания. Хочется все-таки надеяться, что у каждого найдутся местечко в душе и дата в календаре для посещения художественного музея. Для встречи с прекрасным. Непреходящим. Вечным.