В майские праздничные дни на улицах Гродно можно было видеть много экскурсионных автобусов из Москвы, Санкт-Петербурга и, конечно же, из городов Беларуси. Привлек внимание красный икарус на стоянке у Коложи: на нем приехали на экскурсию подростки из Бреста. 
 
Что может быть интереснее, чем открывать для себя старейшие города республики? Особенно Гродно, который, сохранив память о былом величии и традициях, прослыл одним из красивейших городов Европы и первым городом Беларуси по количеству достопримечательностей. Привлекательный для туристов королевский город, резиденция литовских князей и польских королей, он удобно расположился на высоких берегах Немана. Здесь изумительная архитектура, всё дышит стариной и окутывает атмосферой средневековья. А уютные пешеходные улицы влюбляют в себя каждого туриста не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
Об этом, а также о легендах и тайнах Борисоглебской (Коложской) церкви, построенной в XII веке и не имеющей аналогов в мире, увлеченно и эмоционально рассказывал гид. Остановились и заслушались и мы. А вот ребятам, по-видимому, не очень-то и интересно было. Самые сознательные еще внимали рассказу экскурсовода, а остальные разбились на небольшие группки по увлечениям. Кто-то не мог расстаться со смартфоном, девочки оживленно болтали о своем, о девичьем, мальчишки просто толкали и шлепали друг друга, озорничали, разминаясь после долгого сидения в автобусе. Замечу, что это были не малыши, а учащиеся где-то восьмого или девятого класса. В общем, вели они себя отвратительно. Странно, что никто из взрослых не делал им замечаний... И не ознакомил школьников с правилами поведения во время экскурсий: необходимо вести себя спокойно, сдержанно, внимательно осматривать достопримечательности и слушать экскурсовода, громко не разговаривать. 
– Подростки в принципе не умеют себя нормально вести, – поддержала белорусских коллег моя дочь, учитель словесности одной из школ Санкт-Петербурга. – Особенно, когда они на природе, а не в классе. Проблема нынешнего поколения в том, что они не слышат не только взрослых, но и друг друга. Их везут на экскурсии, чтобы обогатить новыми знаниями, приобщить к истории и культуре, а они погружены в виртуальную реальность. К сожалению, не только учащиеся, но и взрослые, их родители разучились слушать и, самое главное, слышать друг друга, своих близких и детей. Вот в чем проблема современности. Хотя «Слушать. Слышать. Понимать. Взаимодействовать» – именно в таком порядке семейные психологи рекомендуют проводить работу с ребятами в школе и дома. Ведь умение видеть прекрасное, слышать необыкновенное поможет им найти себя в жизни. А способность качественно слушать и грамотно говорить сделают их социально успешными, повысят коммуникабельность и компетентность, повлияют на их чувство удовлетворенности жизнью и даже на здоровье. Поэтому в сегодняшнем информационно насыщенном мире жизненно важно научить их не только слушать, но и правильно воспринимать и осмысливать информацию.