Русская православная церковь объявила анафему фильмам ужасов или, как их окрестили в молодежной среде, «ужастикам».
Можете считать меня старомодным зрителем, киновкусы которого донельзя припудрены нафталином, но и в более юном возрасте к этим острым киноблюдам я не испытывал интереса. А гоголевский черно-белый «Вий» в постановке Константина Ершова с замечательными актерами Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей вообще к этому жанру не причисляю. Смотрел его, помню, по телевизору на пару с одноклассником у него дома. В одиночку бы не осмелился. Это правда. Как правда и то, что зажмуривался в самые кульминационные моменты.
Мимо меня прошли «Челюсти» Стивена Спилберга, а следом «Сияние», «Хэллоуин» и прочие «киношедевры», повергающие в обморочное состояние. Впрочем, этим летом на пару с приятельницей вечерком созерцали в кинотеатре «Восток» таиландский мистический триллер этого года «Кукла. Реинкарнация зла». Жуткая натуралистическая гадость, я вам скажу, вызывающая рвотный рефлекс. Особенно сцены во второй части этого ужастика. Но на него всё же клюнуло с десяток таких, как мы. Шли, помню, после сеанса, и гомерический хохот разбирал вместо озноба. Были, правда, опасения, что приснятся отдельные кинокошмары, но пронесло. Даже подкорочка ими побрезговала. Спросите: так зачем тогда пошли на такое кино? Потому, что в театрах был «мертвый сезон», другой же кинорепертуар американского происхождения показался нам еще более отстойным.
А недавно всё та же голливудская фабрика грез явила нам приключенческую фэнтезийную комедию «Барби». Российский Минкульт отказался выпускать ее, и фильм «Оппенгеймер» в кинопрокат через параллельный импорт, полагая, что те не соответствуют традиционным духовно-нравственным ценностям. А у нас этим кинокартинам – зеленый свет. Странно. Этих странностей, впрочем, хватает и за пределами киноэкрана. Во Франции, например, запрещены детские конкурсы красоты, а в Беларуси и России проводятся. В Париже не прокатишься на электросамокате, а по Минску – пожалуйста.
Но, вернемся к ужасному кино. Позиция Русской православной церкви к фильмам в жанре «ужасы» вполне объяснима. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, например, считает, что глядя их мы впитываем древние ереси, одна из которых гласит, что мир сотворил демиург.
Священник, на мой взгляд, прав. Недоумение вызывает другое: то, как российские «Новые Известия» реагируют на такую оценку. В материале «Побойтесь бога! Следующими в списке запретов в России станут фильмы ужасов», анонимный автор пытается убедить нас в том, что чиновники не преминут воспользоваться советом митрополита и провести показательную кампанию по запрету фильмов ужасов. «Россия – утверждает он, – постепенно, но неуклонно, со звериной серьезностью движется к тотальной цензуре всего, что противоречит неким «традиционным ценностям». Каково? Кроме того, автор статьи ставит в пример западное общество, которое якобы в очередной раз доказало свою жизнеспособность. А знаете, в чем она выражается? В умении подшутить над самими собой.
Джо Байден с его глуповатыми ужимками, рукопожатиями воздуха, дезориентацией и провалами в памяти аккурат вписывается в этот комичный киноряд. До страшного смешон и Зеленский во время их пресс-конференции в Белом доме, которая больше напоминала некую какофонию: журналисты наперебой задавали ее участникам вопросы, а те молчали. Байден – с идиотской ухмылкой, а Зеленский – с боязливой оглядкой на него. На мой взгляд, разыгрывающаяся кровавая украинская драма в наши дни во сто крат превосходит по жуткости самые страшные сцены ходового хоррора.