В последние выходные октября получилось съездить с подругой в столицу ради развлечений. Купили билеты на концерт российской андеграундной группы и на «Осенний салон» во Дворец искусства. В общем-то, решили порадовать себя тем, чего в нашем городе не достать даже на черном рынке, – современным искусством.
Пока в Гродно ходят слухи, что еще одна галерея закрывается («Тизенгауз»), в Минске устраивают ежегодный «Осенний салон с Белгазпромбанком». Этот проект посвящен произведениям молодых белорусских художников от 18 до 40 лет, которые работают в разнообразных видах и техниках изобразительного искусства. На «Осеннем салоне» представлены живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство и инсталляция. Каждой из работ должно быть не более трех лет: это ведь выставка-продажа современного искусства. Любую из них можно купить. И ценники там, я вам скажу, впечатляющие – от 500 рублей и до финансовой бесконечности.
По-настоящему интересных вещей на выставке было много. Возле некоторых хотелось задерживаться: они требовали внимания, тщательного осмотра и даже решения, словно это загадка или головоломка. Тем не менее сюжеты читались легко. Это темы смысла жизни, актуальные проблемы экологии, развития масс-медиа. Сложилось впечатление, что мы удачно прошлись по мировым трендам. Это, безусловно, большая радость мирового масштаба – на Венецианском биеннале наши художники представлены заслуженно. Понимают, как развивается мир, чем живет человечество. «Почему тут текст на картинах на английском?» – спрашивает подруга. «Для интернациональности», – предполагаю я.
Но мы стремились попасть туда, чтобы нащупать пульс именно нашей жизни, маленькой, белорусской. Ведь художники – это цензоры времени. А нам как раз нужно было разобраться в действительности и найти ответы на множество актуальных вопросов: почему наши сверстники уезжают из страны? Почему местные СМИ постоянно перепечатывают друг у друга новости? Обязательно ли из гуманитариев идти в «айти», чтобы иметь достойную зарплату? И еще десяток подобных вопросов, обсуждаемых после напряженного рабочего дня на кухне изо дня в день.
Но на «Осеннем салоне» нет ответов ни на один из них. Наверное, мы перепутали формат, ведь это выставка-продажа. Зал, как вы понимаете, я покидала с мыслью о том, как мрачен современный мир и как всё же художники далеки от наших проблем. Хотя подруга наоборот, говорит, воодушевилась. А это уже история о том, насколько субъективно искусство.