Нынешние дети мало представляют, что значит создать собственный мир, в котором ты – главный действующий герой, а твой друг – противник или союзник. Они не рисуют на куске фанеры красочных эмблем, выдавая ее за рыцарский щит, который под ударами деревянных мечей-палок разлетается в щепки. Они не строят крепости и башни из битого кирпича и старых автомобильных шин. Для них это вообще кажется невозможным, да и абсолютно ненужным занятием.
А, действительно, зачем? Для детей XXI века уже существуют миллионы миров и измерений, в которых они – главные герои. Там есть и башни, и рыцари, и драконы с принцессами. До них можно легко дотянуться рукой, потому что эти миры находятся в мерцающих мониторах и попасть в них очень просто – по щелчку компьютерной мыши: можно бродить, где угодно, охотиться за артефактами, воевать, побеждать и проигрывать, погибать и возрождаться снова и снова. Вместо того, чтобы развивать свои фантазии, ребенок становится заложником чужих. Он уже никогда не превратит коробку от нового холодильника в машину времени или межгалактический корабль, ведь у него есть и машина, и корабль, с проработанными в совершенстве деталями. А, если чего-то нет, то в интернете отыскать не проблема.
Ох, уж этот интернет! Он будто аллигатор заглатывает целиком, но не тело, а разум, сознание ребенка, детство которого заканчивается, так и не начавшись, в тот момент, когда он приспосабливается водить курсором по экрану монитора. Щелк – и вот у него уже сотни неизведанных земель, щелк – и рождаются целые армии, во главе которых он сам, щелк – и разворачиваются невиданные баталии, неведомые мировой истории. Но эти герои и события не его. Это плоды фантазий уже взрослых людей, чья работа заключается в создании компьютерных игр, им платят за это деньги. Да, эти миры придумали взрослые и заманили в них детей. Несмотря на то, что порой большинство желанных миров далеко не детские, они пропитаны жестокостью и невежеством.
Неразвитые фантазии ребенка меркнут перед красочными многопиксельными измерениями, в которых ничего не нужно придумывать и додумывать, в которых все детали спланированы и прописаны кодингом. Каждый ребенок в процессе игры стремится развивать навыки своего персонажа, сделать его сильней и проворней, снарядить уникальными предметами. И так уж задумано ушлыми разработчиками игровых платформ, что необычные усовершенствования нереальных персонажей требуют вливания реальных денег. Эта схема стара как мир – дети хватают наживку, дальше их аппетит растет, как и недовольство родителей, которым очень не нравится платить за то, что нельзя подержать в руках, попробовать на зуб или надеть на себя. Проблема становится масштабней с каждым обновлением игры. Ребенок, пытаясь достичь неких результатов без денежных вложений, теряет покой и сон, приобретает так называемую игровую зависимость, а это одна из самых непрерывно развивающихся болезней нынешнего века.
Вот так ребенок, будто Кай, попавший в Ледяное царство Снежной Королевы и зачарованно перебирающий ледяные кубики, днем и ночью бездумно смотрит в мерцающий монитор и ничего больше его не интересует. Но к Каю на помощь пришла Герда и спасла его, растопив заклятье слезами. В сказках хэппи-энд – привычное дело. К сожалению, в настоящей жизни хэппи-эндов на всех не хватает, родителям непременно нужно быть начеку, поскольку, как говорил Максим Горький: «Дети – это наши завтрашние судьи».