сиводедова.jpgБывая в современных супермаркетах, моя мама не перестает удивляться обилию товаров и до сих пор вспоминает суровые советские времена, когда ряд продуктов были в дефиците, а качественная одежда, мебель, бытовая техника и вовсе – добычей.  Сколько времени нужно было тратить в очередях, чтобы стать счастливым обладателем человеческих благ. 

Жизнь проходила в стоянии за чем-то. В очередях люди узнавали последние новости, рецепты, семейные истории. Удивительно, но даже стихи рождались и посвящались этому непопулярному явлению. И ведь красиво звучали: 

Мы жизнь свою ведем в очередях,
на часики ручные часто глядя,
с кульком еды несемся, очертясь,
да и в трамвай запрыгнем, если надо… 
(Владислав Евсеев)

Сегодня те суетные и небогатые времена часто романтизируют. Мы, не знающие периода дефицита, пребываем в эпохе изобилия, сформировав поколение потребления. Но вот очереди как явление – остались. Только теперь они образуются по другому поводу. Мне, например, вспоминается прошлогодний случай, когда пришлось провести пару часов в «красной зоне» с температурой в ожидании своей очереди. Казалось бы – ненормально, но ситуация сложилась так, что прием вели два врача, а в коридоре собралось почти два десятка пациентов. А сколько ждут люди, стоя у белорусско-польских погранпереходов!  

Задумывался кто-либо о том, сколько времени мы проводим в ожидании? Мне стало интересно, поэтому занялась поиском статистики. Искусственный интеллект предложил исследования российских маркетинговых агентств, которые с большой долей вероятности можно применить и к белорусам. Так вот оказалось, что средний показатель времени, проводимого в очередях, составляет около 5,5 дня (130 часов) в год, причем мужчины тратят на это вдвое больше, чем женщины. А дольше всего люди стоят в очередях за покупками (в супер-, гипермаркетах, а также магазинах у дома), проводя там по 66 часов в год. 

Выяснилось, что время ожидания зависит от возраста: молодые люди (16-24 года) проводят в очередях около 9 дней в год, 45-летние – в три раза меньше (около 3 дней). И еще было отмечено, что больше времени на бесполезное простаивание расходуют в крупных городах.

Конечно, современные технологии: развитие онлайн-сервисов и приложений, кассы самообслуживания, установка специального оборудования электронного бронирования сокращают время, проводимое в физических очередях. Банки, почты, аптеки, поликлиники всё активнее используют технические новинки. Однако полностью исключить момент ожидания не получается.  

Впрочем, любую ситуацию можно использовать себе во благо. Кто-то может по-старинке читать книгу, слушать подкасты, просто листать новостную ленту.  А я, к примеру, в очередях отвечаю на вопросы в мессенджерах. Еще выработала привычку: если ожидание планируется долгим – чищу телефон от устаревших фото, присланных спамом видео и прочего электронного мусора: на это жалко тратить свободное время. В очереди оно всё равно расходуется, так пусть это будет с пользой.