Начало начал
Первоначально группа из 14 человек, а это один инженер-строитель, 4 техника-строителя и 8 техников-геодезистов, размещалась на улице Чапаева (нынешняя улица Василька, здание бывшего детсада). Затем филиал перевели в дом Элизы Ожешко, но в связи с открытием в нем дома-музея коллектив филиала перевели на улицу Тельмана в здание бывшего ресторана «Белосток». В 60-е годы на месте бывшей спортивной площадки по улице Дзержинского было возведено новое 4-этажное здание.
В 70-е годы к зданию пристроили 5-й этаж над ранее возведенным четырехэтажным объемом. В 1985 году началась пристройка переходной галереи, столовой на 100 посадочных мест, ныне кафе «Архiдэя», актового зала на 300 мест, спортзала. В таком виде комплекс зданий института дошел до сегодня.
По планам руководства республики, в Гродно и некоторых районах области предполагалось развитие серьезных промышленных комплексов и значительный прирост населения. Ведь после войны в городе насчитывалось всего 23 тысячи человек. Естественно, наряду с промышленным начали активно вести и жилищное строительство. Логично предположили, что для этого понадобится сильный коллектив проектировщиков.
О дальнейшем становлении и развитии проектного института можно рассказывать много, тому способствует книга, выпущенная к 80-летнему юбилею. Она будет интересна не только историкам и краеведам, но и массовому читателю.
Начинал с мастера
А мастер оказался крут. Нынешний кирпичный 12-этажный жилой дом на улице Суворова с пристроенным одноименным магазином был своеобразным экзаменом для выпускника Брестского инженерно-строительного института Владимира Дешко. Жилье находилось в то время на контроле ЦК КПСС по коллективному обращению тружеников завода токарных патронов, поэтому руководство города тщательно подбирало кадры для стройплощадки. А тут заявился амбициозный выпускник из Бреста и заявил, что этот объект ему под силу. Тогдашнее руководство города и области положилось на молодого специалиста и, как оказалось впоследствии, это стало путеводной звездой нынешнего руководителя института Владимира Дешко. Параллельно с этим домом в его разработке была стройплощадка трехзального кинотеатра «Октябрь». Это начало 1979-1980-х годов прошлого века. Без этих и других значимых объектов пролог дальнейшей карьеры человека, возглавившего в 2002 году институт «Гродногражданпроект», оказался бы менее предсказуемым и последовательным. К кандидатуре Владимира Иосифовича присматривался тогдашний председатель облисполкома Владимир Савченко, и с его легкой руки всё пошло своим чередом. Начала решаться проблема транспортной разгрузки областного центра, до этого своеобразной площадкой стала развязка на улице Буденного в районе автовокзала – сложная, с выносом множества существующих сетей и коммуникаций. Но точкой преткновения стал Старый мост, построенный сто лет назад.
Декретный срок
Этому сооружению, рассчитанному на малотоннажный транспорт, приходилось принимать до 30 тысяч машин в сутки, а тяжелые автобусы и троллейбусы вызывали ощутимые колебания конструкции, транспорт стоял в пробках, горожане задыхались от вредных выбросов. По воспоминаниям бывшего главного инженера института Рышарда Кацынеля, было принято решение сохранить существующие конструкции с подведением опорных ферм. В результате дорожное полотно получило ширину 22 метра вместо 12,5 с четырьмя полосами движения. Трудно просчитать экономию топлива, металла, но это грандиозные цифры.
Институт «Гродногражданпроект» при реконструкции Старого моста выступил как инжиниринговая фирма. Она берет на себя ответственность от проектирования до сдачи готового объекта. До этого ряд объектов был построен по этой схеме. Таким оказалась швейная фабрика в СЭЗ «Гродноинвест», где заказчиком выступила бельгийско-литовская фирма.
– Думаю, наш опыт – свидетельство того, как должен работать инжиниринг в строительной отрасли страны. Проектировщик не оторван от производства, он сопровождает свой проект до полной реализации, это мировая практика. Институт применял эту схему на технически сложных объектах, – подчеркивает Владимир Дешко.
Увидел с самолета
Еще будучи директором института «Гродногражданпроект», Владимир Дешко с самолета проконтролировал ход подготовительных работ на подступах к Старому мосту. После обзора этих работ на Советской площади самолет пошел на второй круг и вот его взору открылся практически заброшенный одноколейный железнодорожный мост в районе тогдашних деревень Погораны-Кошевники. Опытный взгляд архитектора и строителя, да еще с такой высоты, привел к очередной инженерной мысли руководителя проектного института. Добротное строение на крепких опорах, почему бы не переоборудовать его под автомобильный мост?! Владимир Иосифович полетал над новыми микрорайонами Вишневец и Ольшанка и воочию увидел: именно здесь можно разгрузить транспортные потоки как застроенного, так и развивающихся микрорайонов. С одобрения областных властей началось проектирование железнодорожного моста под автомобильный. И что в итоге?
Самый высокий мост в нашей стране – 32,5 метра – реконструировали под автомобильный всего за полтора года. На его открытии Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подчеркнул, что собирались деньги со всей страны, чтобы его восстановить, потому что без него Гродно задохнется.
– Дорогие строители, вы преподнесли солидный подарок не только жителям Гродно, но и всей стране. Потому что все дороги, ведущие на Запад, проходят через эту святую землю, – сказал белорусский лидер. – Мы будем делать всё для того, чтобы поддержать строителей, потому что если нет строителей – нет страны.
Вот такая высокая оценка труда изначально коллектива института.
В то же время Владимир Дешко мечтает о строительстве следующего моста через Неман в районе КСМ, который продолжит возведение большого транспортного кольца вокруг Гродно. Это настолько актуально, что за такое решение готов подписаться каждый житель крупнейшего микрорайона застройки Барановичи с его 12 запроектированными районами. Посмотрите, какова интенсивность движения из города в сторону Лососно. Старый столетний мост не выдерживает нынешнего потока автомобилей, среди которых транспорт «Спецавтохозяйства» для вывоза мусора на переработку. Поэтому архитекторы института разработали самый оптимальный проект развязки в Лососно. При минимальном сносе жилья и объектов сервиса здесь появится одна развязка, сверху в направлении на Сопоцкин – вторая.
Окольцованный город
Первое или как его называют «малое кольцо вокруг исторического центра Гродно» было построено в 2012 году. Значение его трудно переоценить сегодня, поскольку именно это кольцо разбросало транспортные потоки по всему городу. Оно прошло путепроводами над железнодорожными станциями Гродно, соединило новые микрорайоны обходными путями. Сегодня в работе большое 38-километровое кольцо. В его состав включены нынешний Восточный мост, выход на улицу Карского, в микрорайон Грандичи, строительство еще одного моста в районе КСМ с выездом в Лососно и в жилой микрорайон Ольшанка в существующий участок большого кольца вокруг Гродно. Вот по этой причине развязка в Лососно имеет важное значение.
Точка зрения Владимира Дешко всегда приветствуется всеми. Раз он сказал, что в том или ином месте нужен мост, а там – спрямление улицы, это надо делать, иначе выльется в городскую проблему, если не прислушаться к мнению проектировщиков. В этом плане актуальна идея института по продлению улицы Островского в сторону улицы Тимирязева, что позволит пустить по этому участку городской пассажирский транспорт. Еще один факт. При реконструкции Старого моста и подходов к нему Владимир Дешко своим архитектурным, заметим, а не строительным взглядом положил глаз на неприметную улицу Подгорная, которая выходит наверх возле исторических башен Кася и Бася, а дальше ведет к развязке на Буденного-Космонавтов. Даже была проведена первоначальная грунтовая подсыпка небольшого участка – и на этом всё. Посмотрите на автодорожную карту города и сами убедитесь, насколько эта перемычка разгрузит Советскую площадь.
Облики современного города
Еще задолго до строительства Белорусской АЭС в Островце Владимир Дешко обсуждал с ее директором возведение города белорусских атомщиков. Проект его застройки разработан архитекторами института в сжатые сроки, а потом он был удостоен дипломов. Сейчас построенные микрорайоны вызывают восхищение не только гостей города, но и самих его жителей. Всё, что надо, – на месте. К микрорайонам компактно примыкают социальные объекты – больница, торговля, новый автовокзал, спортсооружения, молодежный центр.
Однако это по сравнению с застраиваемыми в Гродно микрорайонами Ольшанка и Грандичи ничтожно мало. Здесь проектировщики института поделили микрорайоны на секторы застройки, и на сегодняшний день это новый облик современного города. Здесь нет транспорта во дворах, зато есть парковки по периметру застройки жилого квартала. Достаточно мест в построенных детских садах, школах, амбулаториях, предусмотрена транспортная схема пассажирских перевозок, в том числе и троллейбусами с автономным ходом. Через Грандичи продолжается проектирование, а затем строительство большого транспортного кольца вокруг Гродно с выходом на Неман.
Объекты следующих лет
Один из важнейших объектов, авторами которых стали ведущие архитекторы института, – это новая клиническая больница. Проект амбициозный, и он соответствует всем современным требованиям, в том числе и на случай пандемий. На очереди – проект физкультурно-оздоровительного комплекса, также разработанный в институте. На особом контроле – окончание реконструкции Святой Обители в Жировичах. Динамично развивается освоение проектов застройки микрорайонов Грандичи, а через несколько лет – продолжение возведения новых микрорайонов в Ольшанке.
Сегодня в институте «Гродногражданпроект» трудится порядка 600 высококвалифицированных специалистов. Значит, все они востребованы и нацелены на высокий конечный результат.
80 лет для человека – это преклонный возраст. Для института «Гродногражданпроект» такая дата означает возраст зрелости, мудрости, коллективного творчества и созидания на благо родной страны.
От имени многочисленной читательской аудитории хотим передать искренние поздравления самому творческому коллективу нашей Гродненщины и пожелать ему новых творческих удач, заслуженных побед и настроения на высокий конечный результат.