Известно, что для одного ребенка оценка – главный атрибут школьной жизни, другому же всё равно: 10 он получил или 1. Разобраться в том, почему так происходит, «Перспективе» помогла психолог отдела общественного здоровья Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Надежда ШАМАНКОВА.

Завершенный процесс

Кто-то, выходя из класса, обязательно спросит учителя, поставил ли тот оценку, и покорно протянет дневник вне зависимости плохая она или хорошая. Другой, узнав об отрицательном результате, будет юлить, оттягивать время и упрашивать пересдать. А третьему вообще не важно, как оценивают его знания.

Определенно, практически у всех были одноклассники, которые на каждом уроке старались заработать отметку (если нет, то, возможно, это вы). Психолог указывает на то, что для таких детей оценка является своеобразным завершением какого-то процесса: «Зафиксированная в дневнике она свидетельствует о том, что можно приступать к изучению чего-то нового».

Быстрее всех

Но есть в школьном мире и настоящие хитрецы:

– Благодаря гибкой психике некоторые школьники умеют прекрасно приспосабливаться. Ими руководит польза и выгода, но отнюдь не честность, а развитие идет, когда они стремятся решить задачу быстрее всех, – поясняет Надежда Шаманкова.
Школьник заинтересован в выполнении заданий ради определенных целей. Чтобы упростить и минимизировать процесс, он применяет логику. Такой ученик обладает лидерскими качествами, которые нужно лишь направить в правильное русло. Динамизм – это естественный для него ритм работы. Помните тех ребят, которые всегда умудрялись ловко вывернуться из любой затруднительной ситуации, на любой вопрос находили ответ, даже если и не готовились вовсе, а за каждый балл боролись всеми виданными и невиданными способами?

Страстные натуры

Есть еще и личности, которые характеризуются стремительностью. Дети неусидчивы, неугомонны, с ними обычно трудно совладать на уроке. Такого ученика не остановишь двойкой, но и не поощришь десяткой. Стоит заметить, что он готов со всей страстью заниматься только тем, что ему интересно. Со звонком уносится из класса, оставляя за закрытой дверью все свои успехи и неудачи. Он не нуждается в одобрении, а уж тем более не переносит нарекания в свой адрес.

– Такова природа вождя, – говорит специалист. – Он не приемлет замечаний и нравоучений. Поступает так, как считает нужным. Чтобы поладит с таким ребенком, важно взывать к его ответственности. Советоваться, но не давать советы.

Для педагога крайне важно понимать природу школьника. Только дифференцированный подход позволит адекватно оценить ученика и стимулировать его к обучению.

Фото носит иллюстративный процесс