

Четверть века математик Озерской средней школы Наталья Трусь преподает детишкам царицу наук. Любовь к педагогике женщина в прямом смысле слова, как говорит сама, впитала с молоком матери, а потом передала своей дочери.
Положили начало
В своем роду Наталья Петровна не единственный учитель. Начало педагогической династии положили родители – Лилия Ивановна и Петр Алексеевич Шоломицкие. Общий стаж учителей Шоломицких-Трусь – более ста лет.
– Мама сегодня на заслуженном отдыхе, – рассказывает Наталья Петровна, – скучать ей некогда. Еще полна сил и оптимизма. В этом году отметили ее семидесятилетний юбилей. Отца, к сожалению, уже несколько лет с нами нет.
Свою педагогическую карьеру Шоломицкие-старшие начинали на Полесье. Познакомились будущие супруги на танцах в общежитии. Первокурсница Лиля пришла на них впервые и скромно стояла в сторонке, пока не подошел Петр и не закружил в танце. Через год сыграли студенческую свадьбу, еще через один на свет появилась старшая дочь. В родную Брестскую область Петр Алексеевич отправился с маленькой Наташей на руках. Пока Лилия Ивановна оканчивала педагогический институт, воспитывать девочку помогала свекровь. Петр Алексеевич сначала работал учителем математики, позже – директором школы в деревне Христиболовичи. Супруга учила детишек русскому языку и литературе.
Через пять лет Шоломицкие переехали в Поречье. Здесь в местной школе прошла вся их педагогическая деятельность.
– Еще в детстве я мечтала быть учителем, – вспоминает Лилия Ивановна, – рисовала на стенах, играла в школу. Даже исписала буквами бабушкин молитвенник. Правда, с первого раза студенткой не стала. Не хватило баллов. Конкурс был очень большой: восемь человек на место, и брали всего двадцать пять. Пошла вожатой в школу, а через год поступила в пединститут.
С нежностью и любовью рассказывает Лилия Ивановна о супруге. Гордится, что ее Петя в школу начал ходить еще в пять лет. Мать пойдет на работу, а он вместе со старшими ребятами отправлялся в школу, которая находилась в пяти километрах от дома. Сядет на заднюю парту и тихонько слушает. Его фамилии даже в журнале не было. Чуть позже, проверив знания будущего математика, учительница сразу перевела его во второй класс. Так что в шестнадцать лет Петр Алексеевич был уже с аттестатом зрелости.
Идеальные отношения
Шоломицких не раз называли педагогами от Бога. Увлеченные своим делом, полностью отдавали себя профессии и детям. О своих тоже не забывали.
– Бывало, соберемся и пойдем в семейный поход, – рассказывает Лилия Ивановна, – разведем костер, запечем картошку, пожарим шашлык из сала и песни поем. Девочки и в школе с нами всегда рядом находились.
Сегодня Лилия Шоломицкая с ностальгией рассказывает о прожитых годах. О том, как преподаватели заставляли учить наизусть все стихотворения школьной программы, как потом читала их на уроках детям, а теперь учит вместе с внуками.
Кроме того, в памяти женщины немало интересных историй, связанных с супругом.
– В начале семидесятых поехали в Польшу, – делится Лилия Ивановна. – Там Петя впервые увидел калькулятор. Стоил он немалых денег. Муж загорелся, чтобы купить. Я ему предложила лучше приобрести костюм. В Поречье вернулись, конечно же, с калькулятором. Потом Петр Алексеевич смастерил своими руками своеобразную машину-экзаменатор, на которой ученики выполняли тесты по математике. Оправил письмо с чертежами в журнал «Математика в школе». Там посоветовали обратиться в «Изобретатель». Оттуда пришел ответ с рекомендацией написать в «Математика в школе». Круг замкнулся. Один экземпляр его изобретения до сих пор хранится у дочери. Сегодня это мусор, а для нас – память.
А еще Лилия Шоломицкая говорит, что с Петром Алексеевичем у них были идеальные отношения, всегда помогали друг другу и выручали. Вместе посещали художественную самодеятельность, на двоих делили все невзгоды и радости.
Теперь же Лилия Ивановна пишет стихи о том, о чем душа плачет, и рассказывает внукам об истории Поречья, которой увлекается уже на протяжении многих лет.
– Мы думаем, что самое интересное находится за морями и лесами, – замечает женщина, – а оно совсем рядом.
Учит смелости
Педагогическую династию Шоломицких продолжили дочери Наталья и Елена. Профессия Оксаны напрямую связана с цифрами. Она, кстати, вслед за дедушкой стала бухгалтером.
А вот обе старшие дочери – математики. Елена Петровна работает в одной из минских гимназий, Наталья Петровна двадцать пять лет назад пришла в Озерскую школу. О своем решении стать педагогом говорит:
– Долго не сомневалась, хотя были и другие способности. Даже отправляла письмо в технологический институт. Но испугалась творческого испытания – рисунка. Поступила на математический факультет.
Позже в школу шла как в дом родной. Ведь почти с пеленок всё время проводила там с родителями. Сидела на задней парте и рисовала, пока мама или папа вели урок. Когда сама встала у доски в роли учителя, часто вспоминала, как это делали родители. Многому у них училась. До сих пор хранит Наталья Петровна книги отца, методические рекомендации и его дипломную работу.
Свой первый урок математик Трусь не помнит, но хорошо отложился в памяти педсовет. Распределяли часы и нагрузку. Наталье Петровне предстояло преподавать в старших классах. Немного испугалась, но проситься к малышам не стала. Теперь, по словам собеседницы, ей больше нравится работать со старшеклассниками.
Спросила у Натальи Петровны, почему многие дети в школе не любят математику. Педагог сначала заметила, что предмет действительно один из самых сложных в школьной программе, а после добавила:
– Детей надо мотивировать, объяснять, что это нужный и важный предмет. Не зря математику называют царицей наук. Без нее ученик не будет хорошо знать физику и химию.
Наталья Петровна считает себя довольно строгим учителем. Говорит, если заслуженно, то и двойку поставит. С удовольствием «раздает» десятки.
Несмотря на то, что преподает точную науку, собеседница – человек творческий. С удовольствием мастерит своими руками, делает друзьям праздничные открытки. А еще любит строительные работы: покрасить или побелить, что-нибудь придумать.
– Наверное, сказывается то, что хотела стать дизайнером, – поясняет, – но побоялась экзаменов. Поэтому теперь всегда говорю детям: выбирая профессию, даже если думаете, что может не получиться, но очень хочется, пробуйте, несмотря ни на что.
Спортивный интерес
С педагогикой связала жизнь и дочь Натальи Петровны Лиза. Работает в детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва профсоюзов «Неман». Обучает озерских детишек парусному спорту, любовь к которому унаследовала от отца. В прошлом году работу тренера совмещала с преподаванием физкультуры в Озерской школе. Поработав немного, решила уйти. Уж очень не любит Елизавета Ивановна ставить оценки в журнал. В спорте всё намного проще. Результат виден на соревнованиях.
День учителя для педагогов Шоломицких и Трусь – еще одна возможность собраться вместе, поздравить друг друга с праздником и как всегда поговорить о школе и обо всем, что с нею связано.


















