Не за горами первое сентября. Первоклашки впервые сядут за парты. Как адаптировать ребенка к роли ученика, рассказала «Перспективе» психолог отдела общественного здоровья Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Надежда ШАМАНКОВА.

– Когда стоит начать подготовку к школе?

– Как минимум за год. Привлеките психолога, чтобы подтянуть те параметры, по которым ваш ребенок еще не готов к первому классу. Ведь важно не только интеллектуальное развитие, но и мотивационная готовность, волевая и коммуникативная.

– А чем психолог может помочь?

– Во-первых, он может провести полную диагностику готовности ребенка к школе, особенно если тому только шесть лет. Во-вторых, психолог поспособствует развитию мышления, внимания, воображения, памяти, если в этом есть необходимость. В-третьих, скорректирует мотивационную, волевую, коммуникативную сферу, а также, что очень важно, минимизирует тревогу перед изменениями привычного уклада жизни.

– Споры о том, в каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу, до сих пор не утихли. А чем отличается шестилетний первоклассник от семилетнего?

– В шесть лет гораздо труднее управлять своим поведением – менее развиты процессы произвольности. На первом плане всё еще остается игровая деятельность. У семилетнего ребенка она отодвигается на второй план, и он начинает тянуться к продуктивному.

– Как проходит период адаптации у первоклашек?

– Замечу, что период адаптации к школьной жизни у шестилетних детей длится около трех-шести месяцев, у семилетних – от месяца до полутора (в среднем). Если, придя в первый класс, вы столкнулись с нарушениями в поведении, во взаимоотношениях с детьми, снижении речевой активности, неустойчивом эмоциональном состоянии, снижением аппетита, изменением продолжительности сна, при этом все нарушения прошли через три недели, можно сказать, что процесс привыкания прошел быстро и безболезненно. Но если они стали более выраженными и при этом к ним присоединились физиологические нарушения (боль в животе, частые мочеиспускания, изменения температуры тела, появление сыпи), то это адаптация средней тяжести, ее продолжительность составляет, примерно, до 35 дней. Отличительными чертами тяжелой адаптации могут служить изменения массы тела, быстрая усталость, апатия, головные боли, нарушение сна, снижение аппетита, снижение общего тонуса. Для решения этой проблемы родителям понадобится помощь квалифицированных специалистов: психолога, детского врача.

– Чем помочь ребенку?

– В течение первого месяца не рекомендуется совершать длительные поездки и перестановки, устраивать большие праздники в шумных компаниях: нужно создавать стабильную атмосферу. Поговорите с учительницей об особенностях вашего ребенка. Например, если ему нужно, повторять задание дважды. Поощряйте старания ребенка вне зависимости от результатов. А домашние задания делайте вместе. Ограничьте время пребывания за компьютером до 15 минут в день, чтобы потом не было проблем со зрением. Следите, чтобы на выполнение домашнего задания не уходил досуг ребенка. Важно интересоваться не только оценками, но и тем, как прошел день. Рассказывайте про свою школьную жизнь, в которой тоже были трудности и неудачи. Поощряйте школьную дружбу. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, ведь он такой единственный и неповторимый.