Около 600 слов в минуту – с такой скоростью читает гродненский библиотекарь Иоланта Домбровская (для сравнения, в среднем взрослый человек «расправляется» за это же время с двумя сотнями слов). Технику скорочтения она освоила еще в школьные годы и уверена, что при желании выработать «супернавык» по силам каждому. Благодаря ему можно за 10-15 минут прочитать то, на что обычно уходит около часа.
– Многие воспринимают скорочтение как некий «фокус» и пытаются найти подвох. Например, сравнивают с чтением «по диагонали» и говорят, что при нем невозможно понять и запомнить текст. Но суть как раз в том, чтобы выработать высокую скорость и не терять качество восприятия, – рассказывает Иоланта Станиславовна. – Конечно, этому сразу не научишься. Как в детстве ребенок читает по слогам и обычное чтение кажется ему нереальной задачей, так и взрослый, обладающий средней скоростью чтения, не может представить, каково читать в три-четыре раза быстрее.
Скорочтение – явление отнюдь не новое. Оно родилось в сороковые годы из экспериментов, которые проводили с … военными летчиками. Во время вылета многие пилоты с трудом различали самолеты союзников и противников. Для тренировок военные стали использовать прибор, который на короткий промежуток времени выводил на экран изображение машин. С каждым разом картинка, как и время показа, становилась всё меньше. В конце тренировок летчики сумели различать марки, хотя самолеты выглядели крошечными пятнами, а разглядеть их требовалось за доли секунды! Ученые, впечатлившись способностями человеческого мозга, начали проводить эксперименты с текстом и показали возможность скорочтения. Хотя до сих пор не утихают споры о его сути: научное это явление или нет.
Конечно, есть примеры, когда техникой овладевали интуитивно (Пушкин, Горький, Чернышевский читали со скоростью свыше тысячи слов в минуту и поражали своими способностями современников), но это скорее исключения. В большинстве случаев, чтобы достичь результата, как бы банально это ни звучало, нужно работать над собой. В личной библиотеке собеседницы около десятка книг, посвященных скорочтению. Начинала с русского автора Олега Андреева, а затем были Тони Бьюзен, Наталья Грейс и другие. Их учебники основаны на расширении поля внимания, развитии памяти и концентрации, умения анализировать информацию – это основа основ, без которой можно только мечтать «проглатывать» книгу за книгой.
– Есть несколько основных правил, которые помогают существенно увеличить скорость. Во-первых, стараться держать в поле зрения не менее двух слов, а лучше – несколько строк сразу. Во-вторых, не проговаривать вслух читаемое. В третьих, отыскать главную идею и следить за ней. В четвертых, предвосхищать развитие сюжета, выдвигая гипотезы и формируя вопросы к автору, а потом искать ответы в тексте. Ну и пятое, не возвращаться назад к прочитанному, – советует Иоланта Домбровская.
Добиться этого помогают специальные упражнения, которые в пух и прах разбивают наиболее распространенные предрассудки о чтении. Например, для лучшего запоминания информации обычно рекомендуют знакомиться с ней в тишине. Но, оказывается, шум … помогает обучиться концентрации. Уже упомянутая Наталья Грейс предлагает тренировку «Введение к скорочтению». Суть ее заключается в том, чтобы вначале слушать одним ухом одну мелодию, а другим – другую, пытаясь различать обе, а затем, когда это получится, повторить с аудиокнигами. Пусть и не с первой попытки, но у собеседницы это получилось. Не менее распространен миф о том, что во время чтения нельзя есть. Но, наоборот, жевание убирает проговаривание «про себя» и ускоряет чтение. Тот же Андреев рекомендует держать во рту карандаш или ручку.
Если человек освоил технику скорочтения, это не значит, что он не сможет потом читать медленно и «смаковать» текст. Скорее, с точностью наоборот: там, где ему хочется, или там, где это необходимо, он остановится, а где нет – быстро «переработает» информацию и пойдет дальше. Поэтому навык скорочтения особенно полезен для поддержки квалификации, когда не нужно читать целиком все книги, но требуется быть в курсе того, что происходит в профессиональной сфере. Кажется, должно быть много желающих овладеть техникой скорочтения, но когда Иоланта Станиславовна пробовала организовать курсы в филиале №2 Централизованной библиотечной системы города Гродно, процесс не пошел. Специалист рассказывала о занятиях в двух 9 классах, ученики заполнили анкеты и указали свои номера – было 12 желающих. Когда после библиотекарь их обзвонила, подтвердили участие четверо, а пришел … один. Скорее всего, ребятам просто не хватило мотивации и они вернутся к этому со временем – дело стоящее.