Около 600 слов в минуту – с такой скоростью читает гродненский библиотекарь Иоланта Домбровская (для сравнения, в среднем взрослый человек «расправляется» за это же время с двумя сотнями слов).  Технику скорочтения она освоила еще в школьные годы и уверена, что  при желании выработать «супернавык» по силам каждому. Благодаря ему можно за 10-15 минут прочитать то, на что обычно уходит около часа.

– Многие воспринимают скорочтение как некий «фокус» и пытаются найти подвох. Например, сравнивают с чтением «по диагонали» и говорят, что при нем невозможно понять и запомнить текст. Но суть как раз в том, чтобы  выработать высокую скорость и не терять качество восприятия, –  рассказывает Иоланта Станиславовна.  –  Конечно, этому сразу не научишься. Как в детстве ребенок читает по слогам и обычное чтение кажется ему нереальной задачей, так и взрослый, обладающий средней скоростью чтения, не может представить, каково читать в три-четыре раза быстрее.

Скорочтение – явление отнюдь не новое. Оно родилось в сороковые годы из экспериментов, которые проводили с … военными летчиками. Во время вылета многие пилоты с трудом различали самолеты союзников и противников. Для тренировок военные стали использовать прибор, который на короткий промежуток времени выводил на экран изображение машин. С каждым разом картинка, как и время показа,  становилась всё меньше. В конце тренировок летчики сумели различать марки, хотя самолеты выглядели крошечными пятнами, а разглядеть их требовалось за доли секунды! Ученые, впечатлившись способностями человеческого мозга, начали проводить эксперименты с текстом и показали возможность скорочтения. Хотя до сих пор не утихают споры о его сути: научное это явление  или нет.

Конечно, есть примеры, когда техникой овладевали интуитивно  (Пушкин, Горький, Чернышевский читали со скоростью  свыше тысячи слов в минуту и поражали своими способностями современников), но это скорее исключения.  В большинстве случаев, чтобы достичь результата, как бы банально это ни звучало, нужно работать над собой. В  личной библиотеке собеседницы около десятка книг, посвященных скорочтению. Начинала  с русского автора Олега Андреева, а затем были Тони Бьюзен, Наталья Грейс и другие. Их  учебники основаны на расширении поля внимания, развитии памяти и концентрации,  умения анализировать информацию – это основа основ, без которой можно только мечтать «проглатывать» книгу за книгой.

– Есть несколько основных правил, которые помогают существенно увеличить скорость. Во-первых, стараться держать в поле зрения не менее двух слов, а лучше – несколько строк сразу. Во-вторых, не проговаривать вслух читаемое. В третьих, отыскать главную идею и следить за ней. В четвертых, предвосхищать развитие сюжета, выдвигая гипотезы и формируя вопросы к автору, а потом искать ответы в тексте. Ну и пятое, не возвращаться назад к прочитанному,  – советует Иоланта Домбровская.

Добиться этого помогают специальные упражнения, которые в пух и прах разбивают наиболее распространенные предрассудки о чтении. Например, для лучшего запоминания информации обычно  рекомендуют знакомиться с ней в тишине. Но, оказывается, шум … помогает обучиться концентрации. Уже упомянутая Наталья Грейс предлагает тренировку  «Введение к скорочтению». Суть ее заключается в том, чтобы вначале слушать одним ухом  одну мелодию, а другим – другую, пытаясь различать обе, а затем, когда это получится, повторить с аудиокнигами. Пусть и не с первой попытки, но у собеседницы это получилось.  Не менее распространен миф о том, что во время чтения нельзя есть. Но, наоборот, жевание убирает проговаривание «про себя» и ускоряет чтение.  Тот же Андреев рекомендует держать во рту карандаш или ручку.

Если человек освоил технику скорочтения, это не значит, что он не сможет потом читать медленно и «смаковать» текст.  Скорее, с точностью наоборот: там, где ему хочется,  или там, где это необходимо, он остановится, а где нет –  быстро «переработает» информацию  и пойдет дальше. Поэтому навык скорочтения особенно  полезен для поддержки квалификации, когда не нужно читать целиком все книги, но требуется  быть в курсе того, что происходит в профессиональной сфере. Кажется, должно быть много желающих овладеть техникой скорочтения, но когда Иоланта Станиславовна пробовала организовать курсы в филиале №2 Централизованной библиотечной системы города Гродно, процесс не пошел.  Специалист рассказывала о занятиях  в двух 9 классах, ученики заполнили анкеты и указали свои номера – было 12 желающих. Когда после библиотекарь их обзвонила, подтвердили участие четверо, а пришел … один.  Скорее всего, ребятам просто не хватило мотивации и они вернутся к этому со временем – дело стоящее.