Мы попросили читателей «Перспективы» вспомнить школьные годы и рассказать о своих любимых учителях, что они дали им, чему научили, как повлияли на жизнь.
Дмитрий КАПКО, генеральный директор агрокомбината «Скидельский»:– Учеба в школе навсегда останется в моем сердце. Директор Субочской базовой, а впоследствии средней школы Регина Викторовна Якубчик. Для меня эталон руководителя, который собрал сильных педагогов. Видя в двух параллельных классах учеников, которые хотели знать больше, чем проходили по школьной программе, она организовала факультативный класс с уклоном на химию и биологию. Таким образом был создан «А» класс с одиннадцатью сильными учениками по многим предметам.
Поскольку мне хорошо давалась учеба, то интерес я проявлял ко многим предметам. Конечно, это химия. Благодаря учителю Юрию Ивановичу я ориентировался в ней как рыба в воде... Многочисленные опыты, формулы и, конечно, знания сверх программы. Любил и географию, которую преподавала Валентина Сергеевна Шляхтина. По этому предмету в районной олимпиаде неожиданно для всех я даже занял второе место. Спросите сегодня – назову почти все страны, столицы, знаю флаги. Учитель истории Петр Леонидович Рейкин передавал нам не только сухие факты из учебника, но и стратегии военных баталий, характеры и поступки исторических личностей, много другой интересной информации. Ну а главный тренер моей логики – это математик Нина Николаевна Мазыкина. Бывало, за урок по геометрии могли решить только две задачи. Главным было сделать это разными способами.
Помню соревнования, которые устраивала педагог по русскому языку и литературе Наталья Николаевна Апанович. На уроках литературы мы не просто пересказывали сюжет, но и много анализировали, что развивало в нас творческое мышление. А учитель физики Лидия Сергеевна Китаева хоть и позволяла на уроке нам поиграть в шахматы, но лабораторные и практические работы класс отрабатывал на ура. Благодаря учителю белорусского языка и литературы Зое Степановне Клыш мы хорошо знали фольклор и традиции, участвовали в театральных постановках.
И про остальные предметы есть что сказать. Уровня немецкого языка хватило, чтобы очень хорошо сдать экзамен при поступлении в вуз. Я и еще одна моя одноклассница стали обладателями золотых медалей.
Дмитрий МОРОЗИК, директор республиканского ландшафтного заказника «Озеры»:– Я учился в Озерской средней школе. И моим любимым учителем была преподаватель математики Наталья Петровна Трусь. Она смогла заинтересовать меня этим предметом. Всё объясняла доступно. И человек она прекрасный. А это тоже очень важно, чтобы учитель любил детей. Тогда и они его полюбят. Что интересно, сейчас мы работаем с Натальей Петровной вместе в заказнике «Озеры». Когда она вышла на пенсию, я пригласил ее к себе на работу. И теперь Наталья Петровна занимается сувенирной продукцией. Такой вот интересный поворот в жизни получился: в тандеме работают учитель и ученик.
Также я очень любил русскую литературу, которую преподавала Софья Леонидовна Поведайко. Мне всегда нравилось читать, а педагог умело направляла меня, подсказывала, на какое произведение следует обратить внимание. Особая любовь у меня была к книгам о природе, в жанре приключения, таким как «Зверобой» Купера. Может, поэтому я и выбрал свою профессию, связанную с лесом.
Только добрыми словами могу вспомнить и бывшего директора Озерской средней школы Зенона Петровича Онисько. Он был в меру строгим и очень справедливым. Подготовил нас, учеников, ко взрослой жизни, ее суровым моментам. Считаю, что школьные годы для меня самые чудесные. Учился в Озерской средней школе и мой сын. Некоторые педагоги, которые вели у меня, преподавали и у него.
Станислав МОРОЗОВ, учитель Вертелишковской детской школы искусств:– Я сам из семьи педагогов. И я стал учителем. Мой педагогический стаж более 20 лет, имею три высших категории как артист балета, учитель школ искусств и преподаватель дополнительного образования. Моя прабабушка преподавала полвека в сельской школе. Прадед был директором школы, учителем математики, но, к сожалению, погиб в Великую Отечественную войну. А бабушка работала наставником молодых специалистов на швейной фабрике «8 Марта». Мама руководила танцевальным самодеятельным детским коллективом, позже работала учителем белорусского языка и литературы и дефектологом в детском саду.
Самые яркие впечатления у меня остались от учебы в средней школе № 24 города Гомеля. Я очень благодарен Людмиле Александровне Аббасовой, которая преподавала алгебру и геометрию. Я увлекался языками, но именно этот педагог заметила во мне задатки математика и перевела в специализированный класс по этому предмету. Она дала важный навык, который очень мне пригодился во взрослой жизни – умение логически мыслить, такой подход помогает открывать мир и полезен в работе.
Считаю, что учитель – это не профессия, а состояние души. И мне с наставниками повезло. Один из них, Иван Сериков, как-то мне сказал: «Ищи именно учителя. Педагогов много, а учителей мало». Учитель подскажет, как достичь высокого уровня, направит, поможет развить индивидуальное мышление. Родители учат детей целеустремлению, а педагоги – целенаправлению. И это не зазорно – спрашивать у других совета. Такой человек стремиться добиться результата.
Очень благодарен я и бывшему директору Вертелишковской средней школы Екатерине Антоновне Сыантович, которая меня поддержала и буквально за ручку водила по классам, когда я приехал сюда работать. Потому что она понимала, как важно вложить зерна культуры в детей. И, кстати, общалась она со мной тогда на равных, что мне, молодому педагогу, было очень приятно.
Мои ученики трудятся в разных сферах: хореографами, в сельском хозяйстве, на производстве, других отраслях. И они не боятся работы. Уверен, что эта черта выработана у них в том числе и благодаря танцам. А еще я всегда учу детей уважать друг друга и старших, это очень важное качество.
К слову, в октябре моя дочь Доминика приступает к работе хореографом в студии «Дети Галактики». Сейчас ей 18. В таком же возрасте и я начинал педагогическую деятельность. Я рад, что династия учителей в моем роду продолжается.


















