8 сентября 1943 года в деревне Соломенка немецко-фашистские захватчики расстреляли 26 мирных сельчан, младшему из которых было всего две недели от роду. Говорят, у малыша еще даже не было имени. Годы бегут, но страшная трагедия и сегодня на устах у местных жителей.
Такое не забудешь
Вместе с библиотекарем Квасовской сельской библиотеки Светланой Судак направляемся к жительнице Соломенки Евгении Бондарович, родственники которой погибли в огне войны.
Евгению Ивановну мы застали за работой: женщина доставала георгины, которые зимовали в погребе и ждали, пока их высадят во дворе. Оглянуться не успеешь, как вскоре уже будут радовать глаз. А пока хозяйка отложила их в сторону, поправила платок на голове и предложила присесть на скамейке.
Ей уже 92 года, хотя, на первый взгляд, и не скажешь. Женщина довольно бодра, а главное, при ней – здравый ум и прекрасная память.
Родом Евгения из деревни Новики, от которой до Соломенки – рукой подать. Росла она в большой семье: родители воспитывали шестерых детей. Когда началась Великая Отечественная, ей было девять лет.
– Людзі прадчувалі, што немец блізка, – вздыхает собеседница. – Страшна было, калі вораг наступаў. Помню, як наляцелі самалёты, ярка асвяцілі неба, пачалі бамбіць. Мы пахаваліся ў бульбу.
Самым страшным воспоминанием о войне для собеседницы остается тот самый сентябрьский день 1943 года. Весть о том, что в Соломенке расстреляли мирных жителей, до Новиков долетела молниеносно.
– Бабушка жыла тады з намі, у Новіках, калі даведалася, што яе родных – сям’ю Чэкель – расстралялі разам з другімі аднавяскоўцамі. Мама казала, немцы прыехалі с самага ранку, абступілі вёску. Па спіску забіралі з хатаў людзей, зганялі да солтыса (староста. – Прим. авт.). Там яны, бедненькія, чакалі сваёй канчыны. У хвайнячку выкапалі яму, прыгналі туды ўсіх – мужчын, бабаў, дзетак… 25-гадовая Маня, наша сваячка, расказвалі, бегала вакол ямы, плакала. Прасіла, каб лепш забралі ў Германію на работы, але хто яе паслухаў. Нікому не было пашчады. Людзі плакалі, вішчалі… Мая хросная, маміна дваюрадная сястра, прытуліла сыночка да сэрца, захіліла кажушком. Яму ўсяго два годзікі было. Дзеткі, можа, не разумелі, што рабілася.
Евгения Бондарович рассказывает жуткие вещи. Когда яму закопали, фашисты притаптывали землю, а некоторые еще были живы. А фашистские сапоги были в крови….
За что же невинные люди поплатились жизнью? Евгения Бондарович говорит, что ее родных – семью Чекель – расстреляли за то, что местные мальчишки обнаружили на чердаке двух партизан. Кто-то донес солтысу...
Чтут историю
За более подробной информацией мы обратились в историко-краеведческий музей «Спадчына», который создан в Новоселковской базовой школе. Согласно историческим сведениям, карательный отряд фашистов внезапно напал на деревню 8 сентября 1943 года. Были арестованы пять семей: Валентины Горченовой, Иосифа Круковского, Михаила Чекеля, Михаила Януцевича, Екатерины Шубзды, а также Елена Головня. Поводом для ареста и дальнейшей расправы с ними послужили разные причины: кого-то обвинили в собраниях молодежи в доме, кого-то в том, что обеспечивали продуктами, прятали в своем доме партизан, держали с ними связь, пели запрещенные песни… В тот же день 26 человек были расстреляны и захоронены в лесу недалеко от деревни.
Из документов школьного музея становится ясным: их выдали два местных жителя Леваневский и Бурницкий. Позже они были убиты парнями из Соломенки.
В 1965 году, чтобы отдать дань памяти и уважения погибшим землякам, односельчане и работники колхоза имени Ленина возвели обелиск. В 1979 году останки перезахоронили в деревне Новоселки, а в 1989-м там возвели новый памятник.
Эту историю в Новоселковской школе знает каждый учащийся, отмечает директор учреждения Елена Толкина.
– Мы с первого класса прививаем детям интерес к историческому прошлому своей Родины, гордость за земляков, которые ковали Победу, и осознание того, какой ценой белорусскому народу досталось мирное небо. Мы учим быть патриотами, чтить своих предков, объясняем, как важно дорожить миром и единством, – рассказывает Елена Владимировна. – Стараемся искать новые формы работы. Ведь одно дело, когда учитель рассказывает материал у доски, и совсем другое – возможность прикоснуться к истории, участвуя в митингах, проводя уроки в музее.
Опора и отрада
Воспоминания разбередили сердце 92-летней Евгении Бондарович. Она рассказала, что в 12 лет уже трудилась в поле. Еще во время войны семья переехала из Новиков в Соломенку, сюда перевезли дом.
Когда Евгении было всего 20 лет, случилась беда. В доме на кухне сушили лен, собранный на колхозных полях. Возник пожар, во время которого отец обгорел и умер в больнице. Хрупкой девушке, считай, одной пришлось поднимать дом с руин. Сестры были маленькими, мама – в возрасте, много трудилась.
К слову, в родительском доме Евгения Ивановна живет с мужем по сей день.
– Гэта цяпер вёска аджывае свой век, а некалі тут столькі моладзі было, весяло жылі, усё паспявалі: і працаваць, і на танцы хадзіць, – ностальгирует женщина.
Евгения Ивановна всю жизнь трудилась в колхозе. Сначала была занята в полеводстве, затем пошла в доярки. С уважением говорит о председателе ПК имени В. И. КРЕМКО Сергее Кремко, который не обделяет заботой и вниманием бывших тружеников.
Евгения Бондарович с мужем вырастили замечательных детей – опору и отраду родителей.
#ДЕНЬ_ПОБЕДЫ_НА_ГРОДНЕНЩИНЕ


















